Меню

Камалашила мэтьюз энтони медитация

Камалашила мэтьюз энтони медитация

и мягко. На этом этапе ум должен стать более тонким, чтобы

вновь прийти в соответствие со своим более тонким объектом.

По мере того как дыхание становится все более тонким и

менее уловимым, ум обретает способность достичь необыкно

венно глубокого покоя, который приносит радость и счастье.

Постепенно завершите практику, когда будете к этому готовы: медленно откройте глаза; прежде чем встать, немного посидите

спокойно. Не вставайте слишком поспешно, даже если почув

ствуете, что хотите немедленно приложить к чему то свою

энергию. Это может нарушить достигнутое вами состояние по

коя и сделать вас чрезмерно чувствительными в течение всего

Очень важно, чтобы переход от практики медитации к по

вседневной деятельности был плавным. Не включайтесь сразу

же в суету жизни, хотя бы несколько минут поделайте что ни

будь не спеша. Поглядите в окно, немного прогуляйтесь, приго

товьте себе горячего чаю — сделайте то, что поможет вам по

наблюдать за работой ума и усвоить приобретенный в медита

ции опыт, даже если во время практики, казалось бы, ничего

особенного не произошло.

1 : О С О З Н А Н Н О Е Д Ы Х А Н И Е

Помните: далеко не сразу очевидно, как повлияло на вас

СОВЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ ОСОЗНАННОГО ДЫХАНИЯ

Вот основные советы, которые помогут начать практику этой

Когда найдете подходящее место для занятий, очень важно сесть

так, чтобы вам было удобно. Помните, что вам предстоит сидеть

неподвижно минут двадцать и даже маленькое неудобство мо

жет в конце концов стать препятствием к сосредоточению.

Прежде всего необходимо принять устойчивую и удобную

позу, при этом спина должна быть прямой. Как именно вы до

стигнете этого, не столь уж важно: можно сидеть на стуле, вер

хом на подушках, опираясь на колени, или в традиционной позе

со скрещенными ногами.

В седьмой главе этой книги подробно описаны разные позы

для занятий медитацией. Некоторые иллюстрации в начале этой

главы дадут вам возможность поэкспериментировать, если есть

такая необходимость. Если у вас, как и у большинства людей, негибкие бедра и вы не можете долго сидеть скрестив ноги, тогда, вероятно, лучше всего сесть верхом на стопку подушек, опираясь на колени и постелив предварительно на пол толстое

одеяло. Одеяло не даст ногам онеметь, а высокое сиденье из по

душек поможет большинству людей держать спину прямо.

Эти указания относятся и к позе со скрещенными ногами: используйте как можно больше подушек и, по возможности, по

стелите на пол сложенное одеяло.

Разумеется, можете воспользоваться и стулом, если вам так

удобнее, только не опирайтесь о спинку стула (если только у вас

нет заболеваний спины), иначе у вас разовьется привычка суту

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ НУЖЕН ПОКОЙ

Для занятий медитацией нужно спокойное место, и лучше все

го, если вы заранее уверены в том, что никто вас не побеспоко

ит. Например, если вы опасаетесь, что кто то может позвонить

вам во время занятий, лучше отключить телефон.

Если вы заранее позаботитесь о том, чтобы ваша практика

проходила в спокойной обстановке, это даст вам гораздо боль

шую возможность расслабиться и «отпустить» ум в пространство

Читайте также:  Медитация танец женской силы

медитации. Поэтому стоит предпринять для этого определенные

Ч А С Т Ь П Е Р В А Я : П Е Р В Ы Е Ш А Г И

усилия. Напряжение, необходимое для сосредоточения, может

повысить вашу чувствительность к внешним воздействиям, так

что музыка или разговор в соседней комнате, вероятно, вызовут у

вас раздражение. Только не нужно слишком беспокоиться по

этому поводу: те или иные внешние помехи будут всегда. Даже

если вы находитесь в уединении где то вдали от города, ум всегда

найдет какие нибудь отвлекающие шумы. Поэтому, если вы

устранили все отвлекающие моменты, которые только смогли, постарайтесь проявить терпение. Расслабьтесь, не обращайте

внимания! Пусть отвлекающие шумы возникают и исчезают, образуя своего рода фон. Вы должны сосредоточиться только на

ВАЖНО ХОРОШО ПОНЯТЬ ЗАДАЧУ ПРАКТИКИ

Уделите некоторое время чтению основных рекомендаций. Убе

дитесь в том, что хорошо поняли задачу каждого этапа медита

ции, и вам не придется прерываться посреди практики, чтобы

заглянуть в книгу еще раз.

Если вы собираетесь заниматься медитацией регулярно, вскоре вам понадобится индивидуальное руководство, которое

Источник

Камалашила мэтьюз энтони медитация

ЗНАКОМСТВО С ДХЬЯНАМИ

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, ПРЕДВАРЯЮЩЕЕ ДХЬЯНУ

Избавление от этих пяти препятствий подобно тому, как если бы нам простили долг… это переход из страны, где свирепствует голод, в царство процветания. Это

подобно жизни в мире и безопасности посреди вражды

Переживание дхьяны возникает в тот момент медитации, когда пять препятствий начинают рассеиваться. Этот момент

называется упачара самадхи (санскр. upacāra-samādhi), то есть

сосредоточение, предваряющее дхьяну: теперь нам открыт до

Чрезвычайно полезно, если мы умеем распознавать, достиг

нута эта ступень медитации или нет. Мы узнаём, что находимся

«на подходе» к дхьяне, когда сосредоточение начинает идти

значительно легче. В этот момент наши мысли и эмоции начи

нают содействовать усилиям, направленным на достижение со

средоточения, а не препятствовать им. Мы все еще ощущаем

влияние отвлекающих факторов, но они уже не могут оказать

на нас столь мощное эмоциональное воздействие, как пять пре

Эта новая ситуация предоставляет нам важную возмож

ность. Так как влияние отвлекающих мыслей ослабло, в нашем

распоряжении оказывается гораздо больше свободной энергии.

Это, в свою очередь, позволяет нам замечать препятствия быст

рее — еще до того, как они успеют укорениться, а потому и осво

бодиться от них гораздо легче. Снижение уровня умственной

деятельности, протекающей под влиянием отвлекающих факто

ров, высвобождает еще большее количество энергии, которая

еще сильнее обостряет осознанность. Мы переходим на очеред

ную большую ступень — это и есть начало собственно медита

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ

Термин «сосредоточение, предваряющее дхьяну» не просто

отмечает некую точку перехода от обычного состояния ума

Ч А С Т Ь В Т О РА Я : О С Н О В Ы

к дхьяне. Он описывает широкий диапазон сознания — от мо

мента, когда мы уже достигли сосредоточения, но все еще часто

«скатываемся» на тот уровень, где ум отвлекается (т. е. почти на

уровень препятствий), до состояния, в котором сосредоточение

достигается очень легко (почти уровень дхьяны).

Этот уровень достижим для каждого, кто регулярно занима

Читайте также:  Медитация доверие к себе

ется медитацией, — он не столь уж далек от нашего обычного

состояния ума. Если мы умеем распознавать упачара самадхи, то можем научиться сохранять его и находиться в нем как мож

но дольше. Чем дольше мы можем поддерживать сосредоточе

ние предварительного этапа дхьяны, тем больше вероятность

того, что мы сумеем перейти к полному сосредоточению, т. е. на

Первый уровень, или дхьяна, тоже достаточно легко дости

жим для каждого, кто регулярно медитирует. В течение не

скольких первых недель занятий медитацией нам, скорее всего, удастся, как минимум, почувствовать его вкус, особенно если

мы «обогатим» свою практику, занимаясь в условиях затворни

Мы только что отметили, что не стоит потворствовать тяге

к приятным ощущениям, возникающим в состоянии дхьяны, если, конечно, таковые имеются. Но это не означает, что не

нужно сознательно развивать дхьяну, — напротив, это очень

важно. Конечно, нужно стремиться развивать высшие состоя

ния сознания, и польза от этого будет огромна — и с точки зре

ния зрелости в практике, и с точки зрения постижения сути

вещей. Можно совершенствовать состояние дхьяны так, как

это было описано выше, т. е. осознанно сосредоточиваться на

объекте медитации, отдавать себе отчет в наличии препятствий

и работать с ними, опираясь на веру в собственные силы и уве

ренность в успехе. Как и в работе с препятствиями, и в упа

чара самадхи, основным принципом здесь является распознава

ние: очень полезно научиться распознавать разные проявления

состояния дхьяны, чтобы способствовать их возникновению.

ВЫСШИЕ

Но как же их распознать? Возможно, легче всего передать

СОСТОЯНИЯ

эти переживания с помощью образов, точно так же, как описы

СОЗНАНИЯ

вал различные уровни дхьяны сам Будда:

В ОБРАЗАХ

Как умелый банщик или его ученик сыплет в железную

ванну душистый мыльный порошок, а потом, по капле

брызгая на него водой, смешивает воду и порошок, так

что хлопья мыльной пены, вбирая в себя клейкую влагу, пропитываются ею, наполняются ею, пронизываются

Источник

Камалашила мэтьюз энтони медитация

Этот этап практики предназначен для того, чтобы испытать

вашу эмоциональную восприимчивость. Поскольку мы не испыты

ваем к «нейтральному» человеку ничего — даже неприязни, —

казалось бы, нет и почвы, на которую может опираться наша

Ч А С Т Ь П Е Р В А Я : П Е Р В Ы Е Ш А Г И

эмоциональная реакция на него. Мы чувствуем, что нужно со

здать с этим человеком какую то душевную связь, и это побуж

дает нас расширить, или усилить, способность чувствовать

и прибегать к помощи воображения. Эта практика должна

очень хорошо сказаться на наших отношениях с другими людь

ми. Ведь, если задуматься, мир в основном состоит из таких

Это расширение нашей эмоциональной восприимчивости

продолжается и на четвертом этапе медитации. На роль «труд

ного» человека подойдет любой из тех, кто не нравится вам или

кому не нравитесь вы. Или можно выбрать того, с кем вы сей

час не ладите, с кем возникло недоразумение или есть привыч

ные трудности в общении.

При желании можете избрать для практики «заклятого» вра

га, человека, которого вы и впрямь ненавидите. Но, наверное, для начала не стоит слишком усложнять себе задачу. Если враж

Читайте также:  Медитации хиксов слушать смотреть

дебные чувства к этому человеку очень сильны, то в результате

можно полностью отвлечься, а ваши взаимоотношения могут

даже ухудшиться. Помните, что основной смысл этой практики —

зарождение дружественного участия и любви. Поэтому для

каждого этапа выбирайте человека, который соответствовал бы

именно этой цели, а не разрешению ваших с ним конфликтов.

Как и на предшествующих этапах, продолжайте осознавать

свои истинные чувства по отношению к избранному вами чело

веку. Если ум отвлечется, настойчиво возвращайте его к перво

начальным образам или мыслям. Подумайте: хотя в настоящее

время вам трудно ладить с этим человеком, все может изме

ниться. Помните, что он воспринимает свою жизнь совсем ина

че, чем воспринимаете ее вы. Размышляя таким образом, поже

лайте, чтобы он был счастлив и здоров. Можно попытаться

думать так: будь он действительно счастлив, он был бы совсем

другим, вероятно, более приятным человеком!

На пятом этапе одновременно вообразите всех четырех лю

дей, которые присутствуют в вашей практике: себя, своего доб

рого друга, нейтрального человека и трудного в общении чело

века. Поддерживая чувство дружественности, над зарождением

которого вы трудились, постарайтесь распространить его в рав

ной степени на всех четырех.

Для этого нужно очень ясно осознавать свои подлинные чув

ства к каждому из них и ко всем одновременно, так что придет

ся немало потрудиться. Поэтому полезно время от времени уде

лять побольше внимания «настройке» на этот этап практики, сравнивая эмоции, которые вызывает у вас каждый человек.

2 : Р А З В И Т И Е Д Р У Ж Е С Т В Е Н Н О С Т И

Более простой подход к этому этапу медитации — позволить

чувству дружественности свободно изливаться на каждого че

ловека, ничего не анализируя и не сравнивая. Просто пред

ставьте, что метта распространяется в равной степени на всех.

Этот подход хорош, когда вы только начинаете осваивать прак

тику метта бхаваны или когда у вас мало времени.

Когда метта в равной степени изливается на всех, она дости

гает наибольшей силы. На последнем этапе медитации мы посы

лаем ее всему миру, распространяя гораздо шире, чем на пре

дыдущих этапах медитации. Есть разные способы достичь этого, и вы можете свободно использовать силу воображения, но есть

и общепринятый метод.

Этапы медитации метта бхавана

Таблица 2

Сначала распространите чувство дружественного участия и

любви на себя и всех тех, кто находится с вами в одной комна

те. Затем постарайтесь охватить этим чувством всех, кто нахо

дится в квартире, во всем доме, в любом месте, где бы вы ни

были. Затем распространите это чувство на весь близлежащий

район, город, страну, пусть ваша дружественность охватит весь

континент. Потом охватите меттой все континенты, пока ваше

пожелание счастья, благополучия и свободы от страданий не

распространится на всех живых существ в мире без единого

Представьте себе разнообразных существ нашего мира: людей, животных и других — и пожелайте им счастья. Более

того, не останавливайтесь на нашем мире, поскольку, в соот

Источник

Adblock
detector