Меню

Как называется медитация в йоге

Виды медитации

Цель медитации — научить нас искусным методам, освобождающим от иллюзий. Шамар Ринпоче

М едитация многообразна, и в мире существует столько видов медитаций, что часть из них до сих пор не классифицирована по той причине, что некоторые религиозные и духовные школы выработали свои приёмы и техники исполнения медитации, которые доступны только адептам этих школ и учений. Это закрытое знание — эзотерическое. Мы поговорим о тех видах медитации, которые широко известны и заслужили себе репутацию полезных практик как с точки зрения физического, ментального, так и духовного развития.

Виды медитации для начинающих

Для начинающих существует множество видов медитации, таких как

Каких только видов медитаций нет. Казалось бы, медитация для человека западного склада ума ассоциируется с такими названиями, как дзен медитация или нада-йога, но отнюдь не с Иисусовой молитвой или крутящимися дервишами. И всё-таки христианское учение, так же как и ислам, имеют свои традиции, напрямую связанные с медитационным процессом, хотя официально мало кто называет непрерывное чтение молитв медитацией.

Отличие медитаций для начинающих от тех, которыми занимаются продвинутые практики, состоит в степени погружённости в медитацию, глубину осознавания и продолжительности пребывания в этом состоянии. Ещё один показательный пример того, чем отличается медитация для начинающих от медитации, которой занимаются люди с опытом, — это лёгкость и быстрота, с которой опытные практики погружаются в медитацию. Достаточно порой лишь настроиться, сделать пару вдохов и выдохов, и ум человека уже работает на других частотах. Известно, что в процессе медитации волновая активность работы мозга видоизменяется. Частота колебаний, свойственная человеческой деятельности в состоянии полного бодрствования, сменяется успокоенностью, бета-ритмы переходят в альфа, а они в свою очередь ещё замедляются и становятся тета-ритмами. Совсем не обязательно полностью погружаться в состояние тета, достаточно будет достичь альфа-ритмов с некоторыми вкраплениями тета-волн. На этом уровне мозговой активности медитация наиболее плодотворна и её целительный эффект проявляет себя наилучшим образом.

Виды медитации в буддизме

Медитация — это в первую очередь средство для трансформации ума, образа мышления и в целом психики человека. Неудивительно, что в буддизме уделяется особое внимание практике медитации. Хоть и считается, что Будда Шакьямуни положил начало этой традиции, но если посмотреть ещё глубже в том направлении, откуда сам буддизм берёт своё начало, то мы поймём, что медитация и медитационные техники — это наследие Вед, именно на них опирался и великий основатель йоги Патанджали, создавая свою систему восьмеричного пути, или так называемую аштанга-йогу.

Под йогой люди часто понимают занятия асанами, физическими упражнениями, цель которых развить человека гармонично сразу по нескольким направлениям, и хотя физический аспект в практике асан выходит на первое место, тем не менее психологическая и духовная составляющие играют большую роль. Если их игнорировать и уделять внимание только физиологическому направлению, то эффект от выполнения асан, разумеется, будет, но примерно такой же, как если бы вы занимались гимнастикой или стретчингом, в то время как йога — это в первую очередь духовная практика, где психо-физические упражнения играют вспомогательную роль и готовят ученика к переходу к практикам высших ступеней, таких как пранаяма, пратьяхара, дхарана и медитация.

Какие виды медитации бывают: шаматха и випашьяна

Стоит заметить, что когда мы говорим о медитации, то не совсем корректно рассматривать её как независимую ступень или дисциплину. Ступени йоги органично связаны между собой, поэтому даже если на начальных этапах практики вам кажется, что вы ещё и не подходили к медитации или дхаране (искусству концентрации внимания), на самом деле, выполняя даже самые простые асаны, вы уже получаете первый медитационный опыт. Каким образом это происходит? Когда вы отстраиваете асану, чему уделяется большое внимание в йоге Айенгара, вы уже, пусть не осознавая этого, начинаете делать первые шаги в практике медитации.

Медитация начинается с концентрации внимания. Развитие способности сосредоточения на чём-то одном — образе или объекте — это первая стадия медитационного процесса, которую называют дхарана, или шаматха. Названия эти взаимозаменимы и используются для обозначения одного и того же. Чтобы быть более точными, давайте уделим внимание термину «шаматха», ведь в буддизме шаматха, по сути, не является чем-то обособленным. Это процесс, который непременно предшествует практике медитации и плавно перетекает в него. Существуют даже определения, где медитационный процесс делится на 2 этапа —шаматхи и випассану (випашьяну).

Шаматха подготавливает к медитации, развивая способность концентрироваться на чём угодно, начиная с собственного дыхания и заканчивая образами, предстающими в воображении. Опять же заметьте, что и здесь медитация не идёт особняком, она связана с пранаямой (искусством управления дыханием), а сама пранаяма практикуется уже на первых стадиях во время выполнения асан, потому что дыхание — это один из ключевых факторов, влияющих на правильность и эффективность исполнения асаны.

Читайте также:  Черный цвет во время медитации

Давайте вернёмся к шаматхе, для того чтобы затем плавно перейти к описанию одного из классических вариантов буддийской медитации — випассаны. Шаматха, или, согласно классификации аштанга-йоги, дхарана, — это подготовительный этап перед погружением в то, что называется настоящей полной медитацией. Когда человек сосредоточен на чём-то, его мысли заняты только этим объектом или идеей, таким образом остальной поток мыслей отсекается и энергия обращена в одном направлении, что очень важно, так как позволяет практикующему сохранять внутренние силы, и это во многом объясняет тот освежающий и восстанавливающий эффект, который отмечают многие люди, постоянно практикующие медитацию.

На первом этапе, если вы не привыкли концентрироваться, возможно, вы столкнётесь с некоторыми трудностями, связанными с тем, что вам будет трудно фокусировать внимание, и в этом случае о лёгкости и восстановлении сил, происходящих во время медитации, трудно говорить, но это происходит до тех пор, пока вы не научитесь удерживать образ в памяти и не отклоняться мысленно от него. Когда этот этап будет пройден, то довольно продолжительная концентрация внимания на объекте или идее будет вам даваться легко.

Тем не менее на самом первоначальном этапе медитации человек ещё не слился полностью с объектом своей медитации, а значит, это не стопроцентная медитация. Только в момент глубокой медитации наблюдающий и наблюдаемое становятся единым целым, остаётся то, что называют чистым осознаванием, когда эго растворено и сознание осознаёт само себя. В дальнейшем даже этот процесс будет трансформирован, и не останется ничего, произойдёт полное освобождение — мокша, но пока что мы продолжаем разговор о медитации и её второй части — випашьяне.

Випашьяна, или випассана, — это вторая часть буддийской медитации, следующая за шаматхи. Ум подготовлен, он умеет концентрироваться, теперь он в состоянии сосредоточить внимание на процессе дыхания — вдохе и выдохе. Сначала можно просто понаблюдать за дыханием, а чуть позже подключить сюда и принципы пранаямы, т. е. начать практиковать управление дыханием, что позволит вам удерживать концентрацию внимания и одновременно учиться осознаванию себя как духовной сущности.

Во время випассаны концентрироваться можно и на чём-то другом, но, как показывает практика, фокус внимания на дыхании позволяет быстрей перейти к той стадии, когда мысли останавливаются и начинается процесс чистой медитации.

Отличие обычных медитаций от буддийских

Главное отличие медитаций в буддизме от других видов медитаций состоит в том, что в буддизме медитация является интегральной частью самого философско-духовного учения. Её цель не направлена сугубо на восстановление физических сил или преодоление и устранение ментальных и психических блоков, как это происходит в других видах медитаций, особенно в известной направленной медитации.

Практика медитации часто выступает как инструмент для улучшения психо-физического состояния человека, но в таком случае она приобретает ценность как терапевтическое средство. В буддизме инструментальный фактор медитации никуда не исчезает, но такой аспект, как самоценность медитационного процесса, выходит на первый план. То, какой положительный эффект практика медитации может оказать на здоровье человека, его психологическое состояние, способствовать духовному росту — это закономерный результат регулярной практики, которой в буддизме отводится важное место.

Медитация — это не просто ментальное упражнение, как иногда думают, а образ жизни, когда человек понимает, что существует не только внешняя реальность в её физическом выражении, но также невидимая глазу действительность, вибрации которой находятся на более высоком уровне. Для того, чтобы почувствовать и приблизиться к ним, и нужна медитация. Она как портал в другие миры. Вместе с тем эти миры так же реальны, как и тот, где живём мы. Главное — это соблюдать баланс между пребыванием в обоих мирах и помнить о том, что главная наша миссия связана с земным воплощением, поэтому знания и опыт, полученные путём медитации, нужно обязательно использовать в физическом мире, и тогда мы увидим реальные результаты и положительное влияние медитационной практики на нашу жизнь и на ту социальную среду, в которой мы находимся.

Источник

Основы медитации. Что желательно знать

У медитации только одно предназначение — выйти за пределы ума и стать свидетелем. В твоём свидетельствовании сокрыто чудо, всё таинство жизни.

Э та статья довольно необычная. В ней вы не прочтёте про то, как важно заниматься медитацией, потому что автор статьи никого не пытается в этом убедить. Это и так широко известный факт, что медитация несёт в себе огромное количество положительных аспектов. Из представленного материала вы узнаете о том, с чего начинается настоящая медитация, в чём её основа и когда нужно приступать к её практике.

Читайте также:  Медитация с гонгом что дает

Основы медитации для начинающих

Река, которая начинается в горах и впадает в море, течёт как единый поток. Когда-то прочитав это изречение, мне невольно пришло на ум, что это есть не что иное, как метафора занятий йогой, но комплексных занятий, практикуя все ступени аштанга-йоги. Мы пока не будем касаться наивысшей 8-й ступени самадхи, т. к. называть её практикой было бы по меньшей мере странно, ведь самадхи — это не техника и не практика, а состояние ума, к которому приходит практикующий через многие годы усиленной практики предыдущих ступеней аштанга-йоги.

Что такое основы медитации для начинающих? Можно было бы описать это так, как вам обычно встречается на страницах книг или в интернете, где представлена инструкция, конкретные шаги для того, чтобы помочь начинающим достичь медитационного состояния сознания, отключить мысли и выйти за пределы разума.

Но давайте пойдём дальше этого и посмотрим на тему медитации не как на отдельный, независимый элемент системы, но как на интегральную составляющую аштанга-йоги. Почему большинство школ и инструкторов преподносят практику медитации как нечто совершенно самостоятельное и почти магическое, то ли практика, то ли тайное учение, которое позволит вам возвыситься до небес и открыть перед собой новые миры? Почему бы не представить практику медитации так, как она есть, откуда берёт свои истоки и каким образом связана со всей йогической системой. Ведь мало кому известно, что медитация — это в первую очередь часть йоги, её высший уровень, к которому нужно прийти, и готовят к этому другие ступени всё той же аштанга-йоги:

Вот список ступеней, предшествующих дхьяне, или по-современному — медитации. Без прохождения через все шесть предыдущих ступеней нет шансов полностью подготовиться к овладению медитацией. Когда люди записываются на курсы медитаций, игнорируя такие важные составляющие, как яма и нияма, то и результатов не стоит ждать через день. Люди мучаются, гонят мысли подальше, пытаются сосредоточиться, обрести связь с Высшим. Но каким образом, скажите, пожалуйста, эти люди хотят моментально преобразиться с помощью практики медитации, не уделяя внимания другим аспектам формирования личности?!

Ведь несмотря на то, что медитация считается чем-то очень возвышенным, в реальности достижение состояния пустоты ума — «безмыслия» — является результатом развития самой личности. Чем выше требования к себе, чем более человек развит духовно, до того момента, когда он впервые подключает в работу определенные техники медитации, такие как медитация на мантру или динамичная медитация и т. д., тем больше шансов на то, что сам процесс медитации будет результативным, а не просто борьбой с самим собой против банального засыпания или бегством от лавины мыслей, которые неизвестно откуда, теперь в молчании, хлынули непрекращающимся потоком.

Поймите, что борьба с собой и своими мыслями происходит у начинающих в силу того, что предыдущие процессы, которые предписаны в системе аштанга-йоги и рекомендованы для практики большинству начинающих заниматься медитацией, просто не были ими пройдены. Они даже не задумываются над этим, не считая нужным попрактиковать, к примеру, асаны и пранаяму прежде, чем переходить к самой медитации.

Основы медитации: теория и практика

Для того чтобы объяснить более подробно сказанное выше, нужно теоретически объяснить, каким образом яма, нияма, асаны, пранаяма, пратьяхара и дхарана влияют на успехи дальнейшего медитационного процесса, той самой глубокой медитации, которую иначе называют дхьяна.

Итак, давайте представим, что вы уже практикуете яму и нияму, т. е. ведёте правильный образ жизни, нравственные ценности у вас на высоте, вероятно, вы уже подкорректировали свою диету и исключили из неё мясные продукты, значит, можно подходить к рассмотрению третьей ступени аштанга-йоги и её влияния на подготовку к глубокой медитации.

Через практику асан вы уже начинаете освоение начальных этапов медитации. Именно поэтому хорошо начинать знакомство с настоящей медитацией через практику асан. Непременным условием выполнения йогических поз является концентрация внимания на том или ином органе или части тела. Идёт в целом погружение во внутренний мир.

Другой способ, который может одновременно практиковаться с предыдущей концентрацией, — это внимание, направленное на процесс дыхания во время выполнения асан, что в свою очередь ведёт к подготовке и практическому освоению пранаямы — следующей ступени йоги, которая иначе называется «искусство контроля и управления дыханием». При этом сам процесс концентрации есть ни что иное, как дхарана — ступень, непосредственно предшествующая дхьяне, т. е. медитации.

Читайте также:  Женская медитация пробуждение источника

Концентрация сама по себе очень важна для того, чтобы подготовиться к погружению в достаточно глубокую медитацию. Если вы не умеете концентрироваться, то вы всё равно будете тратить на это время, выполняя ту или иную технику медитации. Но при отсутствии опыта и способности к продолжительной концентрации на чём-то, скажем, на объекте или осознавании себя, своего мыслительного процесса, сложно сделать выход за пределы собственных чувств и мыслей. Для начала, вы должны научиться быть сосредоточенным на чём-то одном. В этом плане концентрация во время выполнения асан служит отличным стартовым пунктом для развития этой способности.

Если к тому же вы подключите к практике асан занятия пранаямой, то результат превзойдёт ваши ожидания, и вместо того, чтобы ждать того момента, когда наконец можно будет заниматься «настоящей» медитацией, вы фактически уже будете ею заниматься, первоначально не отдавая себе в этом отчета. Многие новички даже не осознают, что выполняя асаны правильно, подключая дыхание уджайи, как это практикуется в Виньяса-флоу йоге, они находятся у истоков занятий медитацией, на которую выходят через серьёзную практику концентрации внимания, а это означает, что они практикуют дхарану. Выходит, что, занимаясь асанами, вы сразу же развиваете в себе несколько способностей, которые в будущем позволят вам наиболее естественным образом перейти к высшим практикам медитации.

Основа медитации: простая медитация, ее сила и влияние

Что лежит в основе практики медитации? Объяснить практический аспект медитационного процесса словами довольно трудно, можно даже сказать, что невозможно. Это так же, как пытаться описать словами состояние самадхи, всё равно, что пытаться объяснить необъяснимое, непередаваемое, состояние, совершенно непохожее на то, с чем вы встречаетесь в обычной жизни, поэтому с практической стороной бытия несоотносимое. Да, конечно, практическая польза от выполнения медитации неоспорима, т. е. занятия медитацией приносят пользу для тела и психики. Доказано, что они полезны для людей со слабым сердцем и для тех, кто страдает диабетом. Также практика медитации повышает интеллектуальные способности человека, в том числе улучшается память. Всего и не перечислишь.

Результаты от практики медитации проявляются на физическом уровне, но само «действие» происходит на более высоких частотах. Изменение в высших областях приводит и к положительным результатам на более грубом уровне, физическом. И всё-таки это своеобразный побочный эффект от выполнения медитации. Самое важное происходит в вашем сознании, оно меняется, а с ним меняется и ваш внутренний мир, и сама личность. Суть медитации, процесс успокоения ума и остановка мыслительного процесса в том и состоит, что в этот момент происходит трансформация и выход сознания на более высокие уровни. Часто люди настолько вовлекаются в практику медитации, что это превращается чуть ли не в зависимость.

Разумеется, это не тот вариант зависимостей, от которых стоит бежать и по возможности предотвращать, но тем не менее психологическая потребность в более частых занятиях медитацией, чем это требуется, может означать одну важную вещь — человек неудовлетворён окружающим его миром, и медитация играет роль уютного прибежища, в которое можно скрыться, если потребуется.

Следует помнить, что смысл медитации не в том, чтобы разобщить человека с реальным миром, а наоборот, сделать его более крепким, менее уязвимым перед лицом судьбы. Медитация — это не ваш необитаемый остров, на который можно спрятаться и не выезжать оттуда годами, только потому, что теперь вам не нужна компания других людей. Вы стали в полной мере самодостаточным.

Потому и говорят, что проще стать монахом, буддийским монахом: есть, пить, выполнять простые обязанности общины, а остальное время проводить в медитациях. Оставаясь в социуме и практикуя медитацию, гораздо сложней удерживать найденный в медитации баланс или состояние блаженства, потому что реальность постоянно пытается нас выбить из этого эквилибриума. Поэтому, занимаясь медитацией, воспринимайте её как отличный метод для погружения в себя, изучения своей сути, приближения к слиянию с Абсолютом, но при этом помните, что полученный через медитацию духовный опыт нужно проявить в физической действительности, иначе для чего человек наделён физическими характеристиками. Если бы вся суть состояла в том, чтобы реализовываться в духовной ипостаси, то само тело не должно было бы существовать. И всё-таки оно есть, и мы в нём находимся. Значит нужно использовать его ресурсы, и опять же с помощью реализации, на физическом уровне делать вклад в развитие своей энергетики и укреплять дух.

Источник

Adblock
detector