Меню

Эффективность логопедического массажа при дизартрии

Логопедический массаж при дизартрии

Логопедический массаж является одним из основных элементов программы реабилитации пациентов, страдающих дизартрией. Реабилитологи Юсуповской больницы применяют различные виды массажа при дизартрии: зондовый, точечный, мышц лица, языка. В зависимости от вида, степени нарушения функции артикуляционной и мимической мускулатуры специалисты подбирают тот или иной вид воздействия.

Программа логопедического массажа при дизартрии у пациентов в острой фазе инсульта, черепно-мозговой травмы, при демиелинизирующих заболеваниях нервной системы обсуждается на заседании Экспертного Совета, в работе которого принимают участие доктора и кандидаты медицинских наук, врачи высшей категории. Медицинский персонал внимательно относится к проблемам пациентов с нарушением речевой функции.

da5e1a5090f8114feb260958e8a94ad0

Зондовый логопедический массаж при дизартрии

Логопедический массаж языка при дизартрии, выполняемый при помощи зондов, является уникальным методом коррекции нарушений речи, который способствует:

Зондовый массаж при дизартрии языка проводят по методике Е.Новиковой. Перед началом массажа выполняют гимнастические упражнения для языка:

Массаж языка проводится в положении лёжа, при максимальном расслаблении пациента. Массажист при помощи салфетки одной рукой удерживает язык в вытянутом положении. Массирующие упражнения выполняет от кончика языка к корню. Вначале массирует боковые части, затем середину, и, как можно ближе, к корню, насколько позволяет рвотный рефлекс. Каждый приём (прокалывание, катание, надавливание) выполняется с помощью специальных зондов. Их можно заменить маленькой ложкой, зубной щёткой.

Зондовый массаж языка не выполняют при повышенном рвотном рефлексе. Иногда при проведении массажа возникает мышечный спазм. Он вызывает боль. Для снятия болевого синдрома следует заварить чёрный чай с крапивой в пропорции 1:2. Одну чайную ложку смеси заваривают стаканом кипятка и настаивают. Пациенту дают подержать тёплый настой во рту до снятия спазмов, затем предлагают выплюнуть.

Длительность курса зондового массажа языка варьирует от 10 до 320 дней. Через 1,5-2 месяца его нужно повторить. При желании родственники могут научиться делать массаж языка дома самостоятельно. Пациент может проводить самомассаж языка при дизартрии. Первые сеансы должны проходить под наблюдением логопеда.

Массаж лица при дизартрии

Для симуляции мышц пациентам, страдающим дизартрией, используются следующие приёмы:

Чтобы выполнить разглаживание лобных мышц, логопед становится сзади, производит поглаживание указательными и средними пальцами обеих рук поперек лба от средней его линии до височной области. Вибрация лица выполняется согласно алгоритму:

Для разглаживания мышц между губой и подбородком логопед стоит справа. Двумя большими пальцами он производит поглаживание под нижней губой, продолжая движение до восходящей ветви нижней челюсти.

Точечный массаж при дизартрии

Для восстановления речевой функции у пациентов с дизартрией рефлексотерапевты применяют точечный массаж. Его сочетают с двигательными упражнениями и самомассажем при дизартрии, так как активные двигательные упражнения повышают шансы пациента на выздоровление. Основным принципом лечения с помощью точечного массажа является восстановление проходимости и активация деятельности меридианов, нормализация циркуляции энергии и крови.

Для лечения дизартрии и контрактуры мышц языка рефлексотерапевты используют тонизующую методику точечного массажа. Воздействуют на следующие точки:

Точечный массаж пациент может также выполнять самостоятельно. Первые сеансы следует проводить под контролем рефлексотерапевта.

Приёмы массажа на стимуляцию паретических мышц

Логопедический массаж при паретическом синдроме проводится с целью укрепления мышц. Движения следует проводить интенсивно, с нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания. Массаж лба выполняется с целью укрепления и стимуляции лобных мышц. Указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук выполняются поглаживание лба от середины к вискам. Массажные движения делают 6–8 раз, 2–3 раза в день. Следующее упражнение выполняют вторыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев, сжатых в кулак. 6-8 раз дважды в день производят разминающие движения.

Растирание лба от середины к вискам осуществляется первыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев. При растирании кожный покров лба натягивают натягиваться. Растирающие движения выполняют 4–6 раз, дважды в день. Укрепление и стимуляцию лобных мышц можно осуществлять спиралевидными движениями от середины лба к вискам. Их выполняют подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук 4–6 раз, 1 раз в день.

Массаж щек проводится поглаживанием, растиранием, разминанием мышц щеки. Разминание и растирание щек проводится обеими руками в направлении от носа к щекам дважды в день в течение 6–8 секунд. Для стимуляции мышц, поднимающих угол рта, указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук дважды в день 8-10 раз осуществляют против часовой стрелки вращательные поглаживающие движения по поверхности щёк.

Активизация мышц, поднимающих нижнюю челюсть, осуществляется с помощью спиралевидного растирания жевательной мышцы от висков к углам челюсти. Движения выполняют подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук по спирали 8–10 раз, 2–3 раза в день.

Для укрепления и активизации мышц, поднимающих угол рта и верхнюю губу, производят пощипывание щёк. Пощипывающие движения делаются указательными, средними и большими пальцами обеих рук по кругу против часовой стрелки. Стимулирует паретические мышцы при дизартрии точечный массаж.

Массаж при стёртой дизартрии

Скрытая дизартрия относится к лёгким расстройствам речевой функции у детей. Логопедический массаж при дизартрии в картинках позволяет освоить упражнения, направленные на укрепление или расслабление артикуляционных мышц, стимуляцию проприоцептивных ощущений, родителям. В формировании импрессивной и экспрессивной речи имеют значение речевые кинестезии. Массаж при стёртой дизартрии усиливает мозговое кровообращение и обменные процессы в нейронах головного мозга, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (внимания, памяти), гармонизирует все процессы, которые происходят в целостном организме.

В работе с детьми, страдающими скрытой дизартрией, имеющими речевую патологию, логопеды и реабилитологи используют различные виды массажа рефлексогенных зон (стоп, кистей, волосистой части головы), сегментарно-рефлекторный, линейный, точечный массаж. Логопедический массаж является методом активного механического воздействия. Он изменяет состояние мышц, кровеносных сосудов нервов и тканей периферического речевого аппарата.

Под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила, объём и сократительная функция, работоспособность мышц. Массаж при скрытой дизартрии – один из методов энергетического и физического воздействия на тело человека. Он успокаивает, снимает боль, помогает победить болезнь, способствует физическому, умственному и физическому развитию детей.

Применение логопедического массажа при стёртой дизартрии позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию массажа формирование нормативного произнесения звуков в ряде случаев происходит спонтанно. Для того чтобы пройти курс точечного, расслабляющего или стимулирующего, зондового логопедического массажа при дизартрии, узнать цену, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Источник

Дифференцированный логопедический массаж при дизартрии.
методическая разработка на тему

picture 567859 1421739823

Занимаясь нормализацией произношения у детей с дизартрией, необходимо сначала ослабить проявления расстройств иннервации речевого аппарата. Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что, в свою очередь повысит качество звуковой системы речи. Необходимо использовать средства, приемы дифференцированного логопедического массажа (расслабляющего или стимулирующего) в зависимости от характера нарушения тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата у данного ребенка. В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц – с целью расслабления) и стимулирующий массаж (при гипотонии – с целью активизации мышечного тонуса). Сущность массажа состоит в применении механических раздражений в виде легкого поглаживания, растирания, разминания, вибрации и поколачивания. Такие приемы, как вибрация, глубокое разминание, пощипывания, применяются только при гипотонии мускулатуры.

Скачать:

Предварительный просмотр:

массаж при дизартрии

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Занимаясь нормализацией произношения у детей с дизартрией, необходимо сначала ослабить проявления расстройств иннервации речевого аппарата. Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что, в свою очередь повысит качество звуковой системы речи. Необходимо использовать средства, приемы дифференцированного логопедического массажа (расслабляющего или стимулирующего) в зависимости от характера нарушения тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата у данного ребенка. В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц – с целью расслабления) и стимулирующий массаж (при гипотонии – с целью активизации мышечного тонуса). Сущность массажа состоит в применении механических раздражений в виде легкого поглаживания, растирания, разминания, вибрации и поколачивания. Такие приемы, как вибрация, глубокое разминание, пощипывания, применяются только при гипотонии мускулатуры.

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры

Этот вид массажа применяется в случае повышения тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись бы вовсе. («рефлекс-запрещающие позиции»). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

Расслабления мышц шеи

(пассивные движения головы)

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.

Ребенок в положении на спине, голова несколько свешивается назад: а)одной рукой поддерживает шею ребенка сзади, другой производим круговые движения головой сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки; б)медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление лицевой мускулатуры

1) поглаживание от середины лба к вискам,

от бровей к волосистой части головы,

от линии лба вокруг глаз,

от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей,

от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шеи,

от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;

2) легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;

3) надавливающие движения по лицу от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры

1) поглаживание верхней губы от углов рта к центру,

нижней губы от углов рта к центру,

верхней губы (движения сверху вниз),

нижней губы (движения снизу вверх),

носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

2) точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);

3) легкое постукивание по губам пальцами.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры

Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры

1)поглаживание лба от середины к вискам,

лба от бровей к волосам,

век от внутренних к внешним углам глаз и в стороны,

щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

2) сжимание подбородка ритмичными движениями;

3) разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);

4) перетирание щечной мышцы (указательным пальцем во рту, остальные снаружи);

Укрепление губной мускулатуры

1) поглаживание от середины верхней губы к углам,

от середины нижней губы к углам,

от углов губ по носогубным складкам к краям носа;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения логопедического массажа,комплексы массажных движенийМетодические указания к проведению расслабляющего массажа:массаж проводится в медленном темпеосновные приёмы – поглаживани.

Система логопедической работы с детьми при дизартрии предусматривает комплексный характер. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж.

Цель: улучшение состояния произносительной стороны речи Задачи:Образовательные:Развитие благоприятных изменений в мышечной и нервной системах в целомСокращение периода логопедического воздействия.

Система логопедического воздействия при ТНР имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны реч.

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет с.

В последнее время наблюдается рост детей с тяжёлыми расстройствами речи. Как правило у таких детей нарушена нормализация тонуса мышц (языка, губ, лицевых мышц, шеи). Для чистого звукопроизношения нужн.

laquo; Использование приёмов логопедического массажа в логопедической практике &raquo.

Источник

Специфика логопедического массажа при разных формах дизартрии

Аннотация: В данной работе рассмотрена Специфика логопедического массажа при разных формах дизартрии. Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию этого метода механического воздействия, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику (которая и присутствует при дизартрии), только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Специфика логопедического массажа при разных формах дизартрии

Целью логопедического массажа при коррекции дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата.

Основными задачами логопедического массажа в коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:

1. Нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо или гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре.

2.Устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.

3. Стимуляция положительных кинестезий.

4. Улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.).

5. Увеличение силы мышечных сокращений.

6. Активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

При дизартрии применение логопедического массажа позволяет нормализовать тонус мышц, без чего дальнейшая работа по коррекции нарушений произносительной стороны речи была бы невозможна. Вместе с тем при проведении логопедического массажа необходимо учитывать и варианты нарушений отдельных групп звуков у конкретного ребенка, так как проявления нарушений тонуса имеют и индивидуальные особенности. В этом случае стандартный комплекс массажных приемов должен быть модифицирован за счет изменения продолжительности воздействия на отдельные группы мышц, возможно, необходимо внести некоторые изменения в последовательность приемов.

При бульбарной дизартрии рекомендован тонизирующий массаж шейной, лицевой и артикуляционной мускулатуры (включая мышцы небно-глоточного кольца) с использованием точечного массажа. Ввиду того, что нарушения мышечного тонуса охватывает и практически все мышцы, участвующие в организации речи, программа включает массаж мышц плечевого пояса (обхватывающее поглаживание), точечный тонизирующий массаж дна полости рта, подъязычной кости, углов нижней челюсти, массаж в области гортани (легкое, ритмичное круговое поглаживание по направлению от корня языка, спускаясь вниз), укрепляющий массаж лицевых мышц (лобных, скуловых, крыловидной, щечных, губных), артикуляционных (язычных мышц мягкого нёба с захватом язычно-небных дужек). Массаж проводился без использования зондозаменителей.

Основными приемами являются чередующиеся поглаживание, растирание, разминание и сильная вибрация.

Логопедический массаж при псевдобульбарной дизартрии зависит от подвида. При спастической форме дизартрии основными целями логопедического массажа являются:

1) нормализация состояния мышечного тонуса, т. е. снижение тонуса спастичных мышц;

2) улучшение сократительной функции мышц;

3) улучшение кровообращения и обменных процессов;

4) повышение кинестетических ощущений;

5) уменьшение патологических двигательных проявлений (синкенезии, патологические симптомы орального автоматизма, повышенные рефлексы: небно-глоточный и нижнечелюстной и т. п.);

6) формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

Массаж следует начинать с легкого поглаживания в области плечевого пояса и шеи. Поглаживающие движения производятся сверху вниз по ходу лимфатических сосудов и венозному оттоку крови. Движения легкого

плоскостного поглаживания захватывают также область над- и подъязычных мышц (дно полости рта), поскольку таким образом оказывается легкое расслабляющее воздействие на скелетные мышцы языка. Затем используется легкое и обхватывающее поглаживание в области мимических, жевательных и артикуляционных мышц и заканчивается программа расслабляющим массажем мышц языка.

Е.А. Дьякова предлагает также программу массажа псевдобульбарной спастической дизартрии, которая включает:

1. Расслабляющий массаж скелетных мышц и дна полости рта.

2. Расслабляющий массаж лицевых мышц (лобных, височных, скуловых, круговой мышцы зуб).

3. Расслабляющий точечный массаж корня языка.

4. Расслабляющий точечный массаж губ (точка под носом в верхней трети вертикальной борозды, точка в центре подбородочно-губной складки, две парные точки кнаружи от угла рта).

5. Расслабляющий массаж тела языка.

6. Укрепляющий массаж мягкого нёба.

При паретической форме дизартрии основными задачами активизирующего логопедического массажаи являются следующие:

1) активизация мышечного тонуса периферического речевого аппарата;

2) улучшение трофики тканей периферического речевого аппарата;

3) уменьшение проявлений парезов и параличей мышц речевого аппарата, а следовательно повышение их двигательной активности;

4) стимуляция проприоцептивных ощущений;

5) стимуляция оральных рефлексов (нёбного, глоточного и нижне- челюстного);

6) формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

Основными приемами активизирующего массажа являются: растирание, разминание, сильная вибрация.

При активизирующем массаже в первую очередь уделяется внимание наиболее пораженным мышцам (т.е. мышцам, находящимся в гинотонусе), а затем включаются в массажный комплекс все группы мышц, которые опосредованно связаны с ними.

Если пониженный мышечный тонус диагностируется во всех отделах речевого аппарата, то массаж можно начинать с наиболее крупных мышц, т.е. мышц шеи и плечевого пояса.

Длительность воздействия на каждую мышечную группу определяется степенью ее поражения. Наиболее пораженные мышцы (находящиеся в состоянии гипотонуса) массируются длительнее с постепенным увеличением нагрузки, чем менее пораженные мышцы.

Основными задачами логопедического массажа при гиперкинетической форме дизартрии являются следующие:

1) нормализация эмоционального состояния;

2) нормализация состояния мышечного тонуса;

3) улучшение сократительной функции мышц;

4) улучшение кровообращения и обменных процессов;

5) улучшение кинестетических ощущений;

6) уменьшение патологических двигательных проявлений в виде ги- перкинезов и спазмов;

7) формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

В связи с нестабильностью мышечного тонуса при гиперкинетической форме дизартрии основным приемом массажа является обхватывающее поглаживание. Обхватывающее поглаживание можно сочетать с легким поглаживанием с целью общей релаксации и регуляции эмоционального состояния, а также в тех случаях, если возникает ощущение нарастания мышечного тонуса. Активизирующие приемы растирания, разминания и сильной вибрации при данной форме дизартрии не используются. Все приемы поглаживания проводятся с использованием масла. Кроме приемов поглаживания рекомендуется использовать массаж по биологически активным точкам. При этом точки используются не симметрично, а перекрестно. Выбираются две пары симметричных точек. Из каждой пары массируют одну точку справа и другую точку (из другой пары) ассиметрично, слева.

Чем выраженнее симптоматика при гиперкинетической форме дизартрии, тем удаленнее должны быть точки друг от друга при перекрестном (ассиметричном) методе воздействия. Постепенно, по мере снижения патологической симптоматики, логопед может массировать точки, расположенные более близко друг к другу, пока не появиться возможность перехода к массажу по симметричным точкам.

Проведение массажа при стертой форме дизартрии может включать как расслабляющие, так и активизирующие приемы воздействия. В качестве базового приема рекомендуется использовать обхватывающее поглаживание. При явлениях спастики используются методы поглажива-ния, растирания и легкой вибрации. На отдельных участках, там, где находятся мышцы в пониженном тонусе, программа усиливается приемами разминания и перетирания.

Таким образом, при неоднородном распределении мышечного тонуса активизирующие и расслабляющие приемы логопедического массажа можно сочетать в одном сеансе, с учетом состояния мышечного тонуса в отдельных группах мышц, а также учитывая взаимозависимость основных и косвенных мышц, участвующих в речевом процессе. Составление программы и выбор приемов массажа должны быть строго индивидуальны для каждого ребенка, и должны строиться на основании результатов логопедической диагностики.

Е.Ф. Архипова предлагает три комплекса дифференцированного логопедического массажа, в каждом из которых предлагаются упражнения, направленные на преодоление патологической симптоматики дизартрии:

Первый комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (высокий тонус). Данный комплекс проводится с целью обеспечения успокаивающего действия, приведения мышц в состояние полного покоя. Перед проведением массажа ребенка необходимо уложить или усадить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающего положения тела.

Движения должны быть очень легкими. Логопед должен реагировать на судорожную реакцию ребенка и мгновенно прекращать массажные движения, вызывающие подобную реакцию. Приемы разминания и вибрации при ригидном синдроме применять не следует, так как эти приемы способствуют нарастанию мышечного тонуса.

При ригидном синдроме рекомендуются следующие массажные приемы: поглаживания шеи сверху вниз, поглаживание лба от висков к центру, поглаживание от корней волос к линии бровей, вращательное поглаживающее движение по поверхности щек, поглаживание щек от мочек ушей к крыльям носа, растирание от мочек ушей к крыльям носа, поглаживание губ от углов рта к центру, поглаживание круговой мышцы рта, легкое поглаживание языка от кончика языка, к его корню вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти и др.

Второй комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме (на фоне высокого тонуса проявляются гиперкинезы, дистония, атаксия).

Массаж должен проводиться очень осторожно, логопед должен следить за ответной реакцией в других группах мышц. Если мышцы очень напряжены, особенно в руках, следует прекратить массаж, т.к. расслабляющий массаж лица будет неэффективен. Необходимо сначала расслабить руки.

Комплекс упражнений логопедического массажа проводится 2–3 раза в день за час до еды и спустя 2,5 часа после еды. Специалисты в области массажа советуют проводить массаж в сопровождении тихой классической музыки. Перед проведением массажа ребенка необходимо посадить или уложить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающей позиции.

Е.Ф. Архипова предлагает выполнять следующие приемы логопедического массажа: поглаживания круговыми движениями шеи сзади и с боков сверху вниз, поглаживающие движения гортани сверху вниз, легкое прерывистое поглаживание лба от висков к центру лба, точечная вибрация мышц лба от висков к центру лба, поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей, через глаза по всему лицу к шее, поглаживание круговой мышцы глаза, вращательные поглаживающие движения по поверхности щек, пощипывание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка, поглаживание губ от краев к середине губ, похлопывание кончика языка к корню языка, поглаживание языка из стороны в сторону. Рекомендуется также точечный массаж щёк.

Третий комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме (низкий тонус). Данный комплекс проводится с целью укрепления мышц. Движения проводятся интенсивно, с нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания.

При данном комплексе рекомендованы следующие массажные приемы: поглаживание лба от середины к вискам, разминание лба от середины к вискам, растирание лба от середины к вискам, спиралевидные движения от середины лба к вискам, постукивание лба от середины к вискам, пощипывание лба от середины к вискам, растирание лба от бровей к волосистой части головы, вращательные поглаживающие движения по поверхности щек, спиралевидное растирание жевательной мышцы от висков к углам челюсти, растирание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей, поглаживание губ от середины, к углам. Также Е.Ф. Архипова предлагает несколько вариантов точечного массажа.

Применение логопедического массажа при дизартрии позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно.

Можно сделать вывод о том, что при выборе различных видов логопедического массажа необходимо учитывать форму дизартрии. Основной принцип коррекционного воздействия логопедического массажа при дизартрии заключается в постепенной нормализации мышечного тонуса, уменьшении проявлений парезов и параличей мышц речевого аппарата, повышении их двигательной активности.

Основная цель логопедического массажа при речевых нарушениях – восстановление нормального тонуса артикуляционных мышц, стимуляция проприоцептивных ощущений, способствующих четкости кинестетических ощущений. В логопедической практике используются следующие виды массажа: классический, точечный, инструментальный, смешанный. Длительности особенности проведения массажных процедур зависят от возраста ребенка, тяжести речевого нарушения, этапа логопедической работы. Для правильного назначения логопедического массажа необходимо произвести тщательную диагностику речевого нарушения.

В случае дизартрии логопедический массаж способствует устранению патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата, позволяет преодолеть гипо или гипертонус в мимической и артикуляционной мускулатуре, устранить гиперкинезы, синкинезии, девиация, улучшить качество артикуляционных движений, активизировать тонкие дифференцированные движения органов артикуляции.

Специалистами были разработаны рекомендации и массажные комплексы для различных форм дизартрии, позволяющие повысить эффективность логопедической работы при данном виде речевого нарушения.

Нам Татьяна Фаритовна,
учитель-логопед

Источник

Adblock
detector