Меню

Дыхание во время медитации буддизм

Медитация: осознанное дыхание – практика, доступная каждому

Ум – это всё. Вы становитесь тем, о чём думаете.

З ачастую, обладая чем-то, мы перестаём это ценить. Как только мы рождаемся, мы делаем первый вдох, а с последним выдохом уходим из этой жизни. Мы понимаем, что без дыхания не сможем прожить дольше нескольких минут, однако мало обращаем на него внимания. Хотя, на самом деле, дыхание является не только жизненно необходимым физиологическим процессом.

Дыхание – это ценный инструмент в регуляции тока энергий в тонком теле и, соответственно, работы нашей нервной системы.

В ходе исследований ученые установили взаимосвязь между эмоциональным состоянием человека и характером дыхания. Например, человек, испытывающий страх, дышит быстро и неглубоко; в то время как человек, испытывающий счастье, дышит медленно и глубоко. Эта взаимосвязь работает в обоих направлениях.

Поскольку в экспериментах, когда испытуемые начинали дышать в заданном им темпе, они испытывали те же эмоции, что и люди, дыхание которых менялось под воздействием этих эмоций. Это значит, что, управляя характером нашего дыхания, мы можем управлять нашими эмоциями, настроением, а значит, и мышлением. Поскольку наше эмоциональное состояние оказывает огромное влияние на то, как мы мыслим и какие решения принимаем.

Истоки медитации осознанного дыхания

Медитация осознанного дыхания является основополагающей практикой буддистской традиции. Первоисточником данной практики является «Анапанасати Сутта». Методика сосредоточения внимания на вдохах и выдохах. В Сутте Будда Шакьямуни даёт наставления монахам о том, как использовать своё дыхание для последующего достижения просветления.

В современном мире эта практика остаётся по-прежнему актуальной. Помимо буддистских монахов, практика осознанного дыхания используется йогами, майндфулнесс-коучами, психологами и многими другими. Почему же она так распространена, и в чем её ценность?

Важность осознанного дыхания, или ценность дыхания как инструмента управления собой

Сосредотачивая ум на контроле и наблюдении за дыханием:

Положительные эффекты данной практики обусловлены физиологическим и энергетическим строением нашего тела. Вдыхая и выдыхая глубоко и медленно, подключая таким образом брюшное дыхание, мы оказываем благотворное влияние на внутренние органы. Лёгкие больше расширяются, диафрагма оказывает большее давление на органы брюшной полости, тем самым массируя их.

Газообмен в лёгких увеличивается, кровь больше насыщается кислородом. Активизируется парасимпатическая нервная система, и мы ощущаем спокойствие. При этом сознание остаётся ясным, а не сонным, так как мы концентрируем внимание на процессе дыхания. В результате такого однонаправленного мышления тело и ум расслабляются.

Мы становимся более чуткими к процессам, происходящим в теле, и способны бесстрастно осознавать приходящие мысли. Так как на начальном этапе освоения техник медитации сложно добиться длительного состояния без мыслей. Постарайтесь осознавать всплывающие мысли и чувства как сторонний наблюдатель, просто приняв их присутствие без обдумывания и анализа.

Тренируясь таким образом чутко и беспристрастно наблюдать за мыслями и чувствами, мы сможем более быстро распознавать и реагировать на них в повседневной жизни. То есть если, к примеру, раньше вы могли вспылить или обидеться на кажущиеся вам обидные слова, то теперь новые навыки, приобретённые в практике медитации, позволят вам: быстрее обнаружить негативную мысль; посмотреть на неё беспристрастно, будто вы наблюдаете эту сцену в фильме; отреагировать так, как подсказывают ваш разум и жизненные принципы, а не взбудораженные эмоции.

Поэтому, как только вы почувствуете нарастание негативных эмоций, целенаправленно поменяйте характер вашего дыхания. Начните дышать более глубоко, замедляя вдохи и выдохи.

Кроме этого, при практике энергетические каналы очищаются и расширяются, поэтому вы можете расширить свою осознанность. В долгосрочной перспективе можно достичь осознания себя и всего вокруг »таким, как оно есть», без разделения на »плохое и хорошее», »моё и чужое» и т.п. В результате чего ум успокаивается.

Для использования дыхания как инструмента саморегуляции в повседневной жизни необходима тренировка этих навыков. Эффективным подготовительным этапом развития наблюдения за дыханием и внимательности являются занятия хатха-йогой. Они учат нас быть чуткими к своему телу, наблюдать за дыханием и контролировать его. Хатха-йога подготавливает наше тело и ум к практике медитации.

Практика медитации осознанного дыхания

Желательно выполнять практику в хорошо проветренном, чистом и спокойном месте, либо на улице. Не на полный желудок.

Искренне желаем вам успехов в практике и осознании себя. Пусть эта практика поможет раскрыть в вас глубокое спокойствие и радость!

Источник

Как правильно дышать во время медитации

Как правильно дышать во время медитации, актуальный вопрос для тех кто начинает практиковать. В этой статье мы расскажем вам как правильно дышать при медитации.

Читайте также:  Аудио медитация для быстрой релаксации

Как известно, без еды человек может прожить месяц, без воды – неделю, без сна – несколько дней, а без дыхания – всего несколько минут. Дыхание – это жизнь. А правильное дыхание – это еще и долгая, и счастливая жизнь.

Очень важно правильное дыхание во время медитации. Дыхание – это та основа, от которой зависит, насколько глубоко вы погрузитесь в измененное состояние сознания. Осуществляя контроль над дыханием, вам гораздо легче перейти в медитационное состояние. Мысли перестанут прыгать, и вы сосредоточитесь на процессе дыхания. Это поможет вашей концентрации.

Как правильно дышать при медитации

Старайтесь вдыхать как можно медленнее и спокойнее, так, чтобы не шелохнулась даже тоненькая ниточка, если бы вы ее поместили перед своим носом. А выдыхая, старайтесь делать это даже еще медленнее, чем вдыхаете. Чем более упорядоченное и равномерное дыхание, тем успешнее будет медитация. Спокойное дыхание означает спокойный ум.

Во время медитации начинать дыхание нужно животом, а не грудью. Во многих методиках говорится о том, что дыхание животом является здоровым дыханием. Объясняется это тем, что грудное дыхание поверхностно. Ученые выяснили, что во время стресса человек дышит именно грудью, быстро и прерывисто. Для медитации этот вид дыхания не благоприятен.

Спокойное дыхание означает спокойный ум. Пусть ваше дыхание течет плавно и естественно. Просто расслабьтесь отпустите все мысли, спокойно дышите животом и следите за своим дыханием.

В идеале дышать нужно полным дыханием, задействовав полностью все легкие. Вдыхая сначала животом(важно держать мышцы живота слегка напряженными), потом грудью и затем наполняя воздухом все легкие, доходя до самого горла и уровня ключиц. Также делая выдох в обратной последовательности, сначала верхней частью легких, затем грудью и в конце животом выдыхая весь воздух. В конце можно силой выдохнуть полностью весь воздух и на несколько секунд задержать дыхание на выдохе втянув живот, если у вас это не вызывает острого дискомфорта. Затем медленно начать новый цикл дыхания. Таким дыханием сложно дышать продолжительное время для неподготовленного человека. Можно просто выполнить такое глубокое дыхание 3-6 раз в начале практики для того что бы продышаться, затем перейти к дыханию животом.

Диафрагмальное дыхание

Диафрагмальное (брюшное) дыхание (лат. resperatio diaphragmatica) — тип дыхания человека, активное участие в котором принимает грудно-брюшная часть диафрагмы. Осуществляется преимущественно за счёт сокращения диафрагмы и брюшных мышц.

Диафрагма это главный орган, контролирующий дыхательный процесс в нашем теле. Она является мышцей, расположенной непосредственно под ребрами и отделяющей грудную полость от полости живота. Имеет в расслабленном состоянии форму купола. При сокращении мышц диафрагмы купол становится плоским, в результате чего объём грудной полости увеличивается, а объём брюшной полости уменьшается. При расслаблении мышц диафрагма принимает исходное положение за счёт её упругости, перепада давления и давления органов, находящихся в брюшной полости.

В идеале диафрагма должна сокращаться настолько, чтобы мы могли вдохнуть всем объемом легких вплоть до самих их нижних отделов. Расслабляясь, диафрагма сжимает низ легких, способствуя полному выдоху из всех сегментов. При глубоком правильном дыхании в легких не должно появляться ощущение сдавливания и не должно возникать напряжение. Такое дыхание должно быть расслабленным и вызывать ощущение восстановления сил.

Сразу после рождения и приблизительно до трёх лет все мы дышим правильно, то есть вовлекая диафрагму, но с возрастом этот навык утрачивается, и мы начинаем дышать грудью. Вспомните, как дышат маленькие дети — при вдохе верхняя часть их живота медленно поднимается и опускается при выдохе, а грудь практически неподвижна. Именно такое дыхание через нос называется диафрагмальным и является наиболее здоровым и естественным для человека. Кстати, точно так же дышат животные.

Основное преимущество диафрагмального дыхания — обогащение крови кислородом, поскольку в процессе участвует практически весь объём лёгкого. Кроме того, такое дыхание очень полезно тем, что при движении диафрагмы вниз происходит массаж всех внутренних органов.

«Если чувствуешь, что вот-вот взорвёшься, — дыши. Не можешь принять важное решение — дыши. Душевный дискомфорт — дыши. Физическая боль — дыши», — об этом всегда говорит на своих лекциях доктор Белиса Вранич, одна из лучших в мире специалистов по дыханию, которая учит правильно дышать знаменитостей и профессиональных спортсменов.

«Ничто не способно снизить уровень гормонов стресса лучше, чем диафрагмальное дыхание, — пишет доктор Либби Уивер, автор книги „Случайный лишний вес“. — Начните дышать так, чтобы двигался живот, а не грудная клетка. Это поможет переключить биохимические процессы с хранения жира на его сжигание, поможет успокоиться и сообщит каждой клетке тела, что вы находитесь в безопасности».

Читайте также:  Медитация для открытия анахаты

Советы как правильно дышать при медитации

Польза правильного дыхания очевидна, причем этот процесс важен не только для медитации но и для повседневного использования. Постигая искусство правильного дыхания, мы не только оздоравливаем организм, улучшаем свое состояние но и работаем с праной, открывая новые возможности для самосовершенствования.

Как обрести душевное спокойствие

Автор: Dmitriy Peresvit · Published 16.07.2018 · Last modified 19.03.2020

Что такое медитация и зачем ее практиковать?

Автор: Dmitriy Peresvit · Published 24.01.2018 · Last modified 27.03.2020

3 упражнения для развития осознанности и нахождения в моменте «Здесь и Сейчас»

Автор: Dmitriy Peresvit · Published 24.05.2020

Источник

Успокоительная медитация на дыхании

Давайте сначала успокоим свой ум, сосредоточившись на дыхании. В буддийской практике много различных способов дыхания и дыхательных упражнений. Почти во всех известных мне техниках дышат носом, а не ртом и скорее естественно и мягко, чем с усилием. В одних методах дыхание задерживают, в других нет; иногда паузу делают на вдохе, иногда на выдохе. Всё это зависит от цели дыхательного упражнения.

Чтобы успокоить ум, традиционно применяют цикл, где сначала идёт выдох, а потом вдох. Мы можем делать паузу на выдохе: тогда вдох естественно и без усилий будет более глубоким. В самом простом способе, который мы практикуем здесь, на вдохе дыхание не задерживают, хотя в других методах это делают. Цикл, где сначала идёт выдох, а затем вдох, используют по многим причинам, главная из которых в том, что мы стремимся утихомирить свои мысли, а такой подсчёт дыхания отличается от обычного представления большинства людей о дыхательном цикле и требует более сильной концентрации. Ум успокаивается, поскольку ему необходимо больше сосредоточенности и внимательности, чем обычно, и для других мыслей не остаётся места.

Это традиционный метод. Однако мой опыт показывает, что западные люди приходят на учения после очень сложного дня. Они тяжело трудились, чаще всего на очень напряжённой работе, а потом стояли в пробках, чтобы приехать на учения, которые даются вечером. Всё это сильно отличается от жизни традиционных буддистов Индии или Тибета, а также от тех случаев, когда мы садимся медитировать, как только проснулись утром. Поэтому если попросить перенапряжённого западного человека, который только что зашёл в буддийский центр, сосредоточиться на дыхании, используя метод, который отличается от нормального дыхания, это запутывает и тем самым стресс усиливается.

Задача этого начального упражнения с дыханием – успокоить ум, и если западные практикующие, испытывающие напряжение, обнаруживают, что традиционный способ подсчёта дыхательных циклов – выдох, затем небольшая пауза и потом вдох – сбивает с толку и усиливает стресс, это противоречит самой цели. Следовательно, в данном случае нет смысла настаивать на этом методе. Если людям тяжело применить традиционный способ подсчёта циклов дыхания, я предлагаю воспользоваться более западным подходом, считая за цикл просто вдох и выдох, без задержки дыхания на вдохе.

Вчера спросили о некоторых западных адаптациях, буддийских и небуддийских, и я решил немного объяснить ход своих мыслей: почему иногда я советую поменять традиционный метод подсчёта дыхания.

Когда ум очень взбудоражен, мы успокаиваемся, сосредоточиваясь на дыхательных циклах и подсчитывая их. Но в этом нет необходимости, если ум не возбуждён, относительно спокоен и подготовлен.

Другими словами, если следовать традиционному дхармическому подходу, который одновременно является и медицинским, есть три возможных метода. Нужно самому оценить себя и, в зависимости от ситуации, использовать разные варианты:

Применяя эти методы, необходимо быть чувствительным к самому себе и выбрать подходящий. Буддийские учения исключительно богаты методами и потому так замечательны: обычно есть огромное количество способов достичь определённой цели. Кроме того, это полезно, чтобы развить чувствительность к себе, то есть способность в любое время чувствовать наше эмоциональное состояние. Тогда, если мы изучили несколько методов достижения той или иной цели, мы применяем тот, который соответствует ситуации. Если он не срабатывает, пробуем другой. Давайте сосредоточимся на дыхании с помощью любого из трёх методов успокоения ума.

Читайте также:  Короткое определение медитации хоопонопоно

Во время подготовительной практики для успокоения ума мы можем оставить глаза открытыми, направив взгляд на пол, либо закрыть их. Будда учил обоим методам. Буддийские учения разделяют на две основные группы. В традиции тхеравады, которая осталась от традиции хинаяны, обычно медитируют с закрытыми глазами, а в традиции махаяны, другой большой группе, – открыв глаза и опустив взгляд в направлении кончика носа или смотря в пол. Если мы смотрим в пол или в направлении кончика носа, то взгляд при этом сосредоточен, но не напряжённо, а расслабленно.

Опять же нам нужно быть чувствительными к себе. Когда мы по-настоящему напряжены и возбуждены, легче медитировать с закрытыми глазами. Если наш ум несколько спокойнее, лучше оставить глаза открытыми и смотреть вниз на пол: ведь мы хотим быть спокойными, не только закрыв глаза и отгородившись от мира, но и расслабленно взаимодействуя с миром и окружающими. А этому способствует медитация с открытыми глазами.

Следующий шаг – подтвердить свою мотивацию. Часто мы рассматриваем этот шаг как проверку эмоциональных и психологических причин того, что мы посещаем учения или медитируем. Почему я этим занимаюсь? Из чувства вины? Делаю ли я это под давлением группы? Есть ли здесь социальная подоплёка – привязанность к группе или желание, как у «наркомана Дхармы», получить дозу энергии от харизматичного лидера? Или мы влюблены в учителя и пришли из привязанности? В традиционном буддизме речь идёт в первую очередь о другом. Упомянутый подход намного более западный, и он, конечно, полезен.

Согласно традиционному буддийскому подходу, подтверждение мотивации – это подтверждение своего намерения. Буддийская мотивация – это разновидность намерения. То есть чего мы пытаемся достичь, придя сюда, каковы наши намерения и цель? Можно размышлять об этом с точки зрения трёх возможных целей, которых мы хотим достичь. И вновь необходима чувствительность и честность по отношению к себе: какова наша истинная цель? Ведь, считая себя буддистом, достаточно легко сказать: «Я делаю это, чтобы достичь просветления и помогать другим». Это всего лишь слова.

Потому что бессмысленно просто говорить: «Ну, я стремлюсь достичь просветления, чтобы помогать всем существам», – без настоящего понимания, что означает стать буддой, и без искреннего желания освободить от неуправляемого круговорота перерождений каждое насекомое во вселенной. Поэтому намного эффективнее быть реалистичным и честным в своей цели. Итак, есть три возможных цели. Во-первых, можно стремиться только к тому, чтобы в этой жизни улучшить отношения с людьми, и приходить ради практики буддийских методов как разновидности психотерапии.

Во-вторых, можно подходить к этому с позиции Дхармы-лайт, то есть: «Я делаю эту практику, чтобы улучшить взаимоотношения в этой жизни, но воспринимаю это как ступеньку на пути к достижению освобождения и просветления». В-третьих, можно практиковать с точки зрения настоящей Дхармы: «Я выполняю эти упражнения как шаг к достижению самого освобождения и просветления». Мы подтверждаем нашу истинную цель, какой бы она ни была. Намного легче быть усердным, если свою цель мы определили искренне. В противном случае наша практика становится игрой.

Затем мы принимаем осознанное решение слушать сосредоточенно. Когда внимание отвлекается, мы стараемся его возвратить; если становимся сонными, пытаемся взбодриться. Если это помогает лучше сосредоточиться, меняем позу – садимся прямо, но не напряжённо. Когда уровень энергии низкий, мы его поднимаем, сосредоточившись на точке между бровями, направив взгляд вверх, но не меняя положения головы. Когда немного нервничаем или напряжены, чтобы заземлить энергию, концентрируемся на пупке и смотрим вниз, положение головы не меняем. Вдыхаем обычным образом, а потом задерживаем дыхание до тех пор, пока не возникает потребность сделать следующий выдох.

Поскольку вы снова интересовались источниками: осознанное решение сосредоточиться пришло напрямую из наставлений Майтреи о том, как достичь сосредоточения, а настройка энергий с помощью концентрации на межбровье и пупке – из учений Калачакры. Несмотря на то что нет традиционного набора предварительных практик, в котором её элементы совмещают именно так, как мы описали, все они происходят из буддийских учений. Я объединил их таким образом прежде всего потому, что столкнулся с тем, что большинство западных людей приходят на учения очень напряжёнными, и для такой ситуации подходит эта подборка подготовительных практик. Нам нужны подготовительные практики, которые соответствуют нашей чрезвычайно напряжённой жизни.

Источник

Adblock
detector