Меню

Что включает в себя логопедический массаж

Логопедический массаж языка и щек — что это и зачем нужен

Работая над исправлением нарушения речи, логопед-дефектолог использует разные способы и подходы. Одним из них является логопедический массаж как способ механического воздействия на мышцы, нервные окончания тканей и сосуды речевого аппарата.

Может ли массаж быть логопедическим?

Все знакомы с понятием массажа в целом, полезность которого при многих состояниях не подвергается сомнению. Под влиянием работы массажиста в тканях улучшается кровообращение, улучшается их питание, ускоряется движение лимфы. Воздействие на мышцы способствует повышению их эластичности и способности сокращаться и расслабляться.

Исходя из необходимости, используются разные движения, призванные либо повысить тонус мышц, либо расслабить и избавиться от спастичности.

Детям часто назначается логопедический массаж при дизартрии, голосовых нарушениях, ЗРР и ЗПРР, коррекции речевых нарушений, сопровождающих ДЦП и другие неврологические заболевания.

В результате улучшения движения крови и лимфы происходит также более активное кровоснабжение сосудов головного мозга, что влияет на его функционирование и процессы восстановления ЦНС.

С помощью логопедического массажа удается добиться:

Логопедический массаж может быть:

По своему назначению логопедический массаж разделяется на:

Когда ребенку нужен логопедический массаж?

Чаще всего этот логопедический массаж используется при коррекции дизартрии. На его фоне эффективность работы логопеда по постановке звуков заметно повышается.

Также массаж полезен при коррекции речи в сочетании с имеющимися неврологическими нарушениями. В частности — у детей с диагнозом ДЦП. Массаж снимает спастику лицевых мышц, типичных для этого заболевания.

Кроме того, массаж может быть назначен при:

В связи с положительным воздействием на работу кровеносных сосудов и улучшением кровообращения мозга логопедический массаж также довольно часто назначается и взрослым, имеющим проблемы с восстановлением речи после инсульта.

Противопоказания

Кажется, что логопедический массаж — это такая палочка-выручалочка с абсолютной полезностью и обязательным результатом. Однако это не совсем так. Родителям стоит знать, что назначить эту процедуру может только специалист. Логопед проверит состояние не только речи ребенка, но и артикуляционного аппарата. Кроме того, важно знать анамнез и пройти обследование у невролога.

Логопедический массаж не показан в следующих случаях:

Как проводится логопедический массаж

Этот способ логопедической работы довольно эффективен, однако должен выполняться исключительно специалистом, имеющим определенные навыки и образование. Для родителей мы предлагаем информацию о том, как должен проводиться логопедический массаж:

Родители должны понимать, что логопедический массаж — это не панацея. Если вашему ребенку проводится такая процедура, не следует расслабляться и считать, что проблема решена. Массаж — только кусочек общего пазла, из которых состоит коррекционная работа. Для достижения результата он должен сочетаться со специальными логопедическими занятиями и выполнении заданий дома.

Дата публикации: 13.08.2016. Последнее изменение: 29.01.2021.

Источник

Полезное

Логопедический массаж: зачем и кому нужен

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо-и кровообращение. А следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной кожи.

Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки.

Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции. Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Основными задачами логопедического массажа являются:

Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него “синеет” носогубный “треугольник” или отмечается тремор подбородка.

Условия для проведения логопедического массажа:

Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже.

Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная — от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут.

Положение тела при логопедическом массаже

Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно — расслаблению), делает более свободным дыхание.

При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:

— в положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);

— ребенок — в положении полусидя в кресле с высоким подголовником;

— ребенок — в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске.

Основные виды логопедического массажа:

Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Читайте также:  Можно ли с помощью массажа похудеть в лице

Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.

Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.).

Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть, как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционной упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).

Рекомендации для выполнения логопедического массажа.

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.
Применяется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре).

Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

Важно: Ребенку придать положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.

Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры:

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлять большее число массажных движений.

2.Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.

Осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса.

Приемы: Энергичные и быстрые движения.

Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:

Укрепление губной мускулатуры:

3. Массаж язычной мускулатуры.

Массаж выполнять лёжа до еды или через 1.5- 2 часа после еды в течение 5 минут.

Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне десны. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.

Небо массируется пальцем по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.

Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

Массаж для расслабления мышц языка:

— точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

— вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).

Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. Они должны быть направлены:

*От середины языка к его кончику и обратно.

*От центра языка влево и вправо (“ёлочка”),

*От левого края языка до правого и наоборот (поперек языка),

*Перекатывание пальца по языку в разных направлениях,

*Пощипывание и растягивание краев языка.

*Поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка и обратно.

Источник

Консультация «Логопедический массаж: зачем он нужен ребенку, и как его проводить»

Осипова Олеся
Консультация «Логопедический массаж: зачем он нужен ребенку, и как его проводить»

Что такое логопедический массаж, зачем его назначают детям с речевыми проблемами, и можно ли его делать ребенку самостоятельно или обязательно нужно обращаться к логопеду.

Многим мамам знакома ситуация: малыш говорит много и активно, но чистота звуков оставляет желать лучшего. Часто это выглядит забавно, умиляет.Но на самом деле это сигнал: ребенку нужна помощь. Не нужно надеяться на то, что речь выправится самостоятельно, а получить консультацию специалиста. Логопед установит причины звуковых нарушений, найдет способы их устранения.

Часто основой речевых недостатков становятся проблемы с развитием или функционированием мышечной системы. А одни из способов решения проблемы является логопедический массаж.

Процедура будет полезна детям с различными нарушениями: голоса, речи (заиканием, артикуляции и произношения (дизартрией).

Кроме того, логопедический массаж поможет справиться с постоянным слюноотделением, повысит тонус мышц, позволит быстрее добиться эффекта от занятий с логопедом.

Что такое логопедический массаж и зачем он нужен

Систематически выполняя упражнения, специально составленные для конкретных мышц, ребенок учится управлять мышцами лица и ротовой полости, поочередно расслабляет и приводит их в тонус. В результате мышцы, отвечающие за произношение разных звуков, становятся активными, приходят в тонус, начинают продуктивно работать, обеспечивают необходимое качество звука.

Виды логопедического массажа

В практике работы логопедов сегодня используются различные виды логопедического массажа. Основными считаются 4 варианта.

Классический вариант предусматриваем использование традиционных массажных движений. Взрослые поглаживают, растирают, разминают или легко прихлопывают мышцы малыша.

При точечном логопедическом массаже активному воздействию подвергаются конкретные зоны, в которых расположены нужные нервные окончания.

В аппаратном логопедическом массаже на мышцы воздействуют специальными приборами, которые производят эффект вакуума или вибрации.

Использование специальных зондов стало отличием зондового логопедического массажа. Автором этой методики стала Е. В. Новикова. Она разработала комплекс массажных движений, при которых зондами разной формы (топорик, саночки, крестовина и др.) удается надавливать и стимулировать мышцы языка, нёба, губ ребенка.

Читайте также:  Радикулит можно ли делать массаж

Кроме основных, логопедыактивно используют следующие методики:

Е. А.Дьяковой: основная технология, считающаяся самой эффективной, используемая для подготовки специалистов.

Е. Ф.Архиповой: составлена для детей с ДЦП;

Самомассаж также является одним из видов логомассажа. Старшие дошкольники успешно справляются с ним под присмотром взрослых.

Логопедический массаж дома

Полезную для ребенка процедуру можно проводить в домашних условиях.

Советы по выполнению логопедического массажа дома:

Для проведения процедуры взрослый должен получить консультацию логопеда. Желательно первый раз самостоятельно выполнить массаж в присутствии специалиста.

Подходящее время: через 2 часа после еды.

Подготовительный этап: проветривание помещения, выполнение гигиенических процедур (мытье рук, умывания ребенка, полоскание рта).

Поза ребенка: лежа или полусидя.

Чередование упражнений для разных частей тела: губы, нижняя челюсть, язык, нёбо.

Чередование движений: поглаживание, похлопывание, пощипывание, смыкание (для губ, движение по спирали, по зигзагу.

Массаж начинают и заканчивают поглаживанием. В течение каждого сеанса выполняют от 5 до 7 упражнений, повторяя каждое по 5-7 раз.

Выполняя процедуру, внимательно следят за состоянием ребенка. Он не должен уставать, испытывать дискомфорт, неприятные или болезненные ощущения.

Логопедический массаж с предметами

Воздействовать на мышцы можно не только руками, но и предметами – простыми или специализированными.

• Чайные ложки используют, чтобы их выпуклой поверхностью поглаживать (с легким надавливанием) на виски, вокруг глаз, на щеки, мышцы подбородка, губы. Каждое движение выполняют по 8 раз.

• Новую зубную щетку с мягкой щетиной можно применить для массирования языка и нёба. Чтобы собирать выделяющуюся при массаже слюну, под язычок кладут ватные тампоны, которые своевременно меняют (каждые 2 минуты).

В качестве специализированных средств по работе с логомассажем используют:

• различные электрические силиконовые логопедические массажеры, которые воздействуют на органы артикуляции человека колебаниями высокой частотности. С помощью различных съемных насадок данные сенсомоторные инструменты влияют на расслабление или напряжение мускулатуры. Режим вибрации выполняет роль сенсорного стимулирования при нарушениях чувствительности.

• для работы с детьми с аутическим спектром специально разработали жевательные логопедические насадки, которые сделаны из твердой пищевой резины и выглядят как игрушки,но выполняют важную сенсо-терапевтическую функцию: тренирует челюстные мышцы и оральные моторные навыки детей. Каждая насадка имеет разную форму, цвет, размер и степень твердости.

Для достижения наибольшего эффекта специалисты советуют использовать логопедический массаж в комплексе с артикуляционной гимнастикой.

Важно помнить! Несмотря на то, что логопедический массаж является полезной процедурой, его проводят только с учетом состояния здоровья малыша.

Не рекомендуется выполнять упражнения, если у ребенка

С осторожностью выполняются отдельные виды массажа при стоматитах или герпесе.

Теперь вы знаете, что такое логопедический массаж, зачем он нужен и как делать массаж ребенку самостоятельно в домашних условиях.

Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда» Цель: познакомить педагогов, родителей с универсальной техникой массажа, которая несет не только эстетический, но и выраженный оздоровительный.

Фоторепортаж «Как можно в режиме самоизоляция проводить время интересно» Коронавирус остается главной темой новостей. Мы не только следим за тем, как развивается ситуация в мире, но и перестраиваем свой привычный.

Конспект занятия по валеологии «Зачем нужен нос» для детей с ОВЗ шестой группы Цель: Определить роль органов чувств при восприятии окружающего мира: помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми.

Конспект занятия по экологии «Зачем нужен барометр» в подготовительной группе Цель. Продолжать расширять знания детей о приборах метеоплощадки, познакомить с барометром. Задачи. Познакомить с некоторыми повадками.

Консультация для педагогов «Что такое «Уголок уединения» и зачем он нужен ребёнку» Организация предметно-развивающей среды –непременный элемент педагогического процесса, носящий развивающий характер. Каждому педагогу.

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». В наше время часто приходиться слышать от родителей такие слова: «Ну что.

Консультация для родителей «Зачем ребенку домашнее животное?» Каждый родитель стремится воспитать своего малыша ласковым, честным и добрым. Именно доброта лежит в основе нравственного воспитания ребенка.

Источник

Что включает в себя логопедический массаж

Ожидайте

Перезвоните мне

Аннотация: Зачастую для наибольшей эффективности логопедической работы необходимо, чтобы ребенок, нуждающийся в помощи логопеда, сначала прошел неврологическое лечение.

Статья:

Детям с тяжелыми речевыми нарушениями (алалия, минимальные дизартрические расстройства, дизартрический компонент как вторичное нарушение при поражениях ЦНС, невротическая форма заикания и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж. Зачастую для наибольшей эффективности логопедической работы необходимо, чтобы ребенок, нуждающийся в помощи логопеда, сначала прошел неврологическое лечение. Также очень эффективным является одновременная работа двух специалистов: логопедический массаж на фоне медикаментозного лечения, предложенного неврологом.

Продолжительность логопедического массажа зависит от тяжести дефекта. В своей практике я всегда привлекаю родителей (как правило, маму или бабушку) к активному участию в коррекции речевых нарушений. А именно, провожу для родителей беседы, объясняю, в чем заключается основная причина затруднений ребенка, с чем это может быть связано; объясняю родителям важность и необходимость логопедического массажа для ребенка; провожу для родителей открытые индивидуальные занятия и мастер-классы по массажу, а также обязательно обучаю маму логопедическому массажу в домашних условиях. Данный опыт показал, что эффективность логопедического воздействия возрастает в несколько раз по сравнению с теми детьми, чьи родители не заинтересованы в активной помощи логопеду. У тех детей, с которыми мною регулярно проводился логопедический массаж в условиях дошкольного учреждения, а также родителями в домашних условиях по предложенной мною схеме, значительно быстрее вызывались и автоматизировались звуки.

Практика показала, что логопедический массаж благотворно влияет на эффективность логопедической работы также и у детей, имеющих ЗРР неясной этиологии, дислалию, обусловленную укороченной подъязычной уздечкой, и даже при плохом введении поставленных звуков в речь.

Читайте также:  Показания к массажу у детей до года

Разумеется, необходимо помнить и о противопоказаниях к логопедическому массажу. Поэтому всегда, прежде чем начинать работу с ребенком, необходимо побеседовать с мамой и собрать анамнез. Ни в коем случае нельзя делать массаж ребенку с эписиндромом, у которого в анамнезе наблюдались судороги; при любых заразных заболеваниях (стоматиты, герпетичесик высыпания и др.), при любых травмах кожи лица и артикуляционного аппарата, а также никогда не делайте массаж ребенку, если он плохо себя чувствует (в начальной стадии заболевания; при заболевании в стадии обострения). Также из личного опыта я бы посоветовала коллегам очень осторожно применять массаж детям, имеющим бронхиальную астму. Всегда необходимо находиться в контакте с мамой и держать ее в курсе того, как проходят ваши занятия.

В настоящее время существует много книг, изданий, статей, подробно знакомящих с логопедическим массажем, с его методикой и основными видами воздействия на органы артикуляции. Однако я придерживаюсь мнения, что логопедический массаж – это специфическая логопедическая техника, которой не обучают в ВУЗах, и применять ее могут и должны только специалисты, прошедшие обучение и имеющие сертификат в данной области, так как логопеды всегда должны помнить об одной из основных «заповедей» нашей профессии: «Не навреди!». А логопедический массаж имеет под собой много «подводных камней», нюансов, и человек, обучавшийся ему лишь по книгам, действительно может добиться прямо противоположных результатов.

Перед проведением логопедического массажа очень важна диагностика имеющегося у ребенка нарушения. Ведь от этого напрямую зависит, какие приемы необходимо будет применять в дальнейшем. Специалисту очень важно определить, каким образом нарушен тонус мышц артикуляционного аппарата: по типу гипотонуса – паретичности, либо, наоборот, гипертонуса – спазтичности.

Дети с пониженным тонусом мышц артикуляционного аппарата, как правило, имеют и мышечный гипотонус всего тела, для них затруднительно выполнение артикуляционных проб. Язык на ощупь тонкий, напоминает пустой носок. Мышцы не выражены, ощущение, что их вообще нет. Иногда наблюдаются более светлые вкрапления на языке, появляющиеся в связи с атрофией мышц. Рот у таких детей приоткрыт, уголки рта опущены (рот «Пьеро»). Мягкое небо провисает, наблюдается назализация голоса. Лицо у такого ребенка одутловато, при нажиме на щеку остается след. У этих детей резко выражена гиперсалевация. Эти дети часто поперхиваются, не могут подолгу жевать. Зачастую пониженному тонусу способствуют сами родители: эти дети не могут и не хотят долго жевать вследствие плохой двигательной активности мышц, а родители, заботящиеся о том, чтобы ребенок не остался голодным, перетирают ребенку всю пищу, не дают жевать твердые продукты. Таким образом, мышцы артикуляционного аппарата не развиваются, и в дальнейшем, возникают речевые нарушения.

При гипертонусе все движения артикуляционного аппарата резко ограничены. Язык лежит в глубине ротовой полости, как при произнесении заднеязячных звуков. Губы прижаты к зубам, зубы не разжимаются. Как правило, такой ребенок говорит в быстром темпе. Для гипретонуса также характерна такая особенность: пока язык находится в состоянии покоя, повышенного слюноотделения не наблюдается. Когда ребенок начинает говорить, либо при выполнении артикуляционных упражнений, резко повышается салевация.

Однако очень часто нарушения тонуса выражены не резко. В этих случаях диагностика оказывается более затруднительной. Специалисту полезно помнить, что при не резко выраженном повышении тонуса мышц артикуляционного аппарата ребенок не может долго удерживать позу. Язык напоминает тесто, которое постоянно стремится возвратиться в свою форму.

Также очень часто мы сталкиваемся с детьми, имеющими неравномерное распределение тонуса. У некоторых детей язык отклоняется в правую, либо в левую сторону. Специалисту необходимо знать, что с той стороны, куда отклоняется язык, тонус нарушен более грубо.

Язык – это очень большой орган, состоящий из двадцати трех мышц. Мы имеем возможность воздействовать лишь на 30% всей массы языка. Остальные 70% нам недоступны. Для движений, осуществляющих речь, очень важны продольные мышцы, поперечные, а также веерные мышцы. Специалист, проводящий логопедический массаж должен правильно определить тип и место нарушения работы мышц артикуляционного аппарата и выбрать необходимые методы воздействия.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.
Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже.
Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная — от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут.
Следует отметить, что логопедический массаж неотделим от звукопостановки. Он является подготовкой к постановке звуков. При работе с детьми, имеющими дизартрический компонент, я, как правило, 1-2 месяца индивидуальное логопедическое занятие полностью посвящаю логопедическому массажу и артикуляционной гимнастике. При появлении положительной динамики в работе мышц артикуляционного аппарата индивидуальное занятие складывается из двух основных этапов: 1) логопедический массаж (около 10 минут); 2) звукопостановка (10-15 минут).
В дальнейшем, массаж провожу курсами, разделяя занятие на этапы: 1) логопедический массаж; 2) автоматизация поставленных звуков в речи.

Литература:
Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии.
Новикова Е.В. Коррекция звукопроизношения.
Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста.
Дьякова Е.А. Логопедический массаж.
Блыскина И.В. Логопедический массаж.
Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет под редакцией Дедюхиной.

Источник