Меню

Что такое медитация и чем опасна

Темная сторона медитации: в каких случаях развитие осознанности может привести к психологическому кризису

Медитацию сегодня представляют как универсальный инструмент умственного усовершенствования, который сделает мир лучше — избавит нас от негативных эмоций, чрезмерного стресса и погони за потребительскими удовольствиями. Но у медитации есть и темная сторона, о которой говорят гораздо реже. Вместо спокойствия и умиротворения медитация может вызвать целый спектр негативных переживаний и даже спровоцировать вспышку полноценного психоза.

После 10-дневного ретрита по медитации випассана 25-летняя американка Меган Вогт оказалась в психиатрической клинике. Из медитационного центра ее пришлось забирать родителям — сама сесть за руль она была не в состоянии. Ей казалось, что окружающие люди — ее собственные психологические проекции. Она не могла отличить реальность от воображения и говорила, что должна умереть.

Что такое «темная ночь души»

Это редкий, но далеко не единственный случай психологического кризиса, наступившего после интенсивных занятий медитацией. В академической литературе об этом стали упоминать лишь недавно, но в буддистской традиции такие проблемы хорошо известны и задокументированы.

Как писал буддийский учитель и психолог Джек Корнфилд, если вы не столкнулись с болью и страхами, значит, вы еще не начали медитировать. Обычно эти переживания считают одной из стадий на пути к просветлению. Самая сложная из этих стадий — «темная ночь души», во время которой человек осознает иллюзорность собственного «я» и пустотность всего сущего. Осознание этой истины сопровождается страхом, отчаянием и психологической борьбой.

Однажды у меня была очень глубокая «темная ночь», которая продлилась девять месяцев. Я испытывал отчаяние, панические атаки, одиночество, паранойю и слуховые галлюцинации. Я не мог нормально общаться с семьей и постоянно прокручивал в голове мысли о смерти.

из буддистского блога

Современная медитация давно отделилась от буддизма и многими воспринимается как абсолютно безобидная практика — что-то вроде утренней гимнастики для ума. Как можно нанести себе вред, просто сидя и наблюдая за собственными мыслями или дыханием?

Обычно ничего плохого действительно не происходит — можно медитировать годами и не разу не пережить ничего похожего на «темную ночь».

Польза медитативной практики хорошо описана в научной литературе: медитация помогает при лечении депрессии и тревожного расстройства, снимает стресс, облегчает воспалительные реакции, может улучшать концентрацию, память и творческое мышление. Но некоторым секулярная версия медитации приносит не только пользу, но и массу психологических проблем.

Что наука знает о кризисах духовной практики

Исследованием темных аспектов медитации занимается психолог Уиллоуби Бриттон из Браунского университета. Во время практики в психиатрической клинике она встретила двух пациентов, которые оказались в лечебнице после ретрита. По иронии судьбы, вскоре она сама попала на ретрит по медитации и тоже испытала полный комплект «вс евозможных непростых состояний» :

Я думала, что реально сошла с ума. Я думала, что у меня нервный срыв. Я имею в виду, что я понятия не имела, почему со мной вдруг внезапно всё это происходит — например, почему я испытываю огромный ужас. И только гораздо позже я выяснила, что это классические состояния, проявляющиеся на определенных стадиях медитации, о которых я узнала столь печальным образом.

— из интервью с Уиллоуби Бриттон

Бриттон решила подробно изучить эти непростые состояния. Вместе с коллегами она запустила проект под названием «Многообразие медитативного опыта» и в 2017 году опубликовала первую итоговую статью. Почти каждый из более 100 опрошенных участников исследования неоднократно испытывал «нежелательные состояния» во время медитации.

Среди этих состояний — усиленная чувствительность к свету, потеря физических ощущений, снижение или усиление эмоций, нарастающее чувство тревоги, деперсонализация и проживание травматических событий из детства. Иногда негативные «побочные эффекты» медитации длятся целыми месяцами.

Во многих медитационных центрах знают об этих проблемах и не допускают к ретритам людей с психиатрическими диагнозами. Но почти у половины участников исследования, обнаружила Бриттон, не было истории травм и психиатрических нарушений. Многие из них были сами опытными учителями медитации — тут вряд ли годится объяснение, что они медитировали как-то «неправильно». Согласно одному из ранних исследований трансцендентальной медитации, у более опытных практикующих было даже больше негативных последствий, чем у новичков.

После начала исследования к Бриттон обратилось несколько сотен человек, страдающих от нежелательных последствий медитации. Чаще всего проблемы начинались во время интенсивного ретрита — например, курса випассаны по системе Гоенки. Один курс обычно длится не меньше недели, и каждый день участники медитируют по 10 часов. Им нельзя разговаривать, смотреть друг другу в глаза, писать, читать и пользоваться любыми гаджетами. Для многих такой курс становится освобождающим переживанием. Для других всё кончается гораздо хуже.

Даже Далай-лама признает, что с медитацией нужно обращаться осторожно: «Западные люди переходят к глубокой медитации слишком быстро: им нужно узнавать о восточных традициях и тренироваться больше, чем они делают обычно. В противном случае возникают ментальные и физические трудности».

Но для того, чтобы испытать на себе эти трудности, необязательно отправляться на ретрит. Проблемы могут возникнуть даже после использования мобильных приложений типа Headspace.

Как медитация стала мейнстримом и что в этом плохого

Медитация осознанности (mindfulness meditation) возникла в США в 1970-е годы как приложение дзенской практики дзадзен и системы випассана. Специалист по молекулярной биологии Джон Кабат-Зинн выбросил из медитации всё, что ассоциировалось с религиозным и мистическим — гонги, благовония, мантры и поклонение статуям Будды. Он открыл собственную клинику, в которой помогал обычным американцам стать более стрессоустойчивыми и лучше справляться со своими рабочими обязанностями.

Сегодня осознанность превратилась в многомиллионную индустрию. Приложения для медитации бьют по популярности аудиокниги и подкасты.

В Великобритании программы по развитию осознанности рассматриваются на законодательном уровне. Медитируют все: офисные сотрудники, полицейские, домохозяйки, военные, заключенные тюрем, учителя, школьники, бизнесмены и кинозвезды.

Поколение битников и хиппи с помощью медитации, йоги и психоделиков стремилось к пробуждению космического сознания и миру во всем мире.

Пятьдесят лет спустя фондовый менеджер Дэвид Форд описывает пользу от медитации так: «Я стал гораздо спокойнее реагировать на волатильные рынки».

Люди постоянно слышат о том, что медитация приносит сосредоточенность, радость и любовь. В результате они оказываются не готовы к тому, что обнаруживают в своем подсознании хаос, отчаяние и страх.

По мнению Уиллоуби Бриттон, главная причина для беспокойства — это замалчивание проблемы. Современное «движение осознанности» делает упор в первую очередь на позитивное воздействие медитации на повседневную жизнь — снятие стресса, повышение концентрации и работоспособности.

Читайте также:  Медитация на богиню ладу

Но медитация — это мощное средство исследования собственного ума, а не способ самоуспокоения.

Как отмечает один из ведущих исследователей осознанности Ричард Дэвидсон, есть два способа применения медитации — глубокий и поверхностный. Первый способ направлен на изменение характеристик своего «я» и постижение природы сознания. Второй помогает расслабиться после трудного дня, сосредоточиться на текущих задачах и получать больше удовольствия от маленьких радостей повседневной жизни. Но на самом деле граница между этими двумя способами очень хрупкая.

Буддистская медитация была разработана не для того, чтобы сделать нас более счастливыми, а для того, чтобы радикально изменить наше восприятие себя и окружающего мира. Поэтому неудивительно, что у некоторых медитация вызывает негативные эффекты — диссоциацию, тревогу и депрессию.

— из книги Мигеля Фариаса и Катерины Вилкольм “The Buddha Pill: Can Meditation Change You?”

Кому медитация может навредить

Исследования только начинают проводиться, поэтому ответить на этот вопрос пока сложно. Одно можно сказать более-менее уверенно: негативные последствия медитации вызывают те же самые механизмы, которые делают ее полезной.

Благодаря исследованиям нейрофизиологов мы неплохо знаем, как медитативная практика воздействует на мозг. В первую очередь, она укрепляет префронтальный отдел коры головного мозга, который отвечает за внимание и контролирует работу лимбической системы. В результате мы начинаем лучше отслеживать свои эмоции — они перестают управлять нашим поведением.

Для людей с повышенной импульсивностью это хорошо. Но иногда контроль становится слишком сильным: люди перестают чувствовать эмоции вообще, словно эту функцию отключили.

Я стал асоциален, и казалось, что даже с самыми близкими друзьями меня теперь разделяет огромная пропасть. Я не чувствовал себя частью чего-либо человеческого и боялся, что так будет всегда.

— «10 дней молчания и мысли о содомии. Как я прошел випассану»

Медитация учит наблюдать за своими мыслями и эмоциональными состояниями со стороны. Многим людям удается использовать эту способность себе на пользу. Но у тех, кто склонен к диссоциативным расстройствам личности, медитация может вызвать психологический кризис.

Раскол между «участвующим я» и «наблюдающим я», который является одной из целей медитации, в психиатрии считается симптомом целого ряда психических заболеваний.

Ощущение нереальности происходящего, отделение от собственного тела, мыслей и ощущений — переживания, о которых сообщают многие из опытных медитирующих.

Глубокая медитация поднимает со дна психики подавленные воспоминания, эмоции и переживания. Некоторые оказываются абсолютно к этому не готовы. Это сложная терапевтическая работа, которую лучше проводить вместе со специалистом. Если вы находитесь на ретрите, на котором нельзя даже разговаривать, воспоминания о травматическом опыте могут привести к повторной травме. Совет, который обычно при этом дают — «просто успокойся и продолжай медитировать», — не помогает, а может привести к еще более глубоким нарушениям.

Медитация вызывает дополнительный выброс серотонина — нейромедиатора, который управляет многими системами организма. Обычно это способствует ощущению спокойствия и счастья, а также помогает при мягкой депрессии. Но иногда излишки серотонина могут вызывать сильную тревогу — точно так же, кстати, действуют некоторые антидепрессанты.

В результате вместо расслабления человек ощущает приступ страха или паническую атаку. У людей, склонных к шизофрении, медитация в отдельных случаях может вызвать психоз.

— Майкл Холден. «Другая сторона рая: как я покинул буддистский ретрит в наручниках»

Сейчас психологи разрабатывают специальные курсы медитации, которые учитывают особенности психики человека. Судя по всему, умеренные занятия медитацией, совмещенные с психотерапией, могут помочь при лечении шизофрении и посттравматического расстройства.

Исследования медитации часто преувеличивают позитивные стороны этой практики. Крупные метаанализы показывают, что многие из этих исследований базируются на очень шаткой основе и содержат массу недостатков: малые размеры выборки, отсутствие контрольной группы и статистические погрешности. Ученые обычно сосредотачиваются на одном позитивном аспекте медитации и не спрашивают участников о побочных эффектах. В результате создается искаженное впечатление, что медитация полезна всегда и во всем.

«Сейчас в отношении медитации имеет место такая догма: если она не работает, то на ее ограниченность всё равно не обращают внимания», — замечает Уиллоуби Бриттон. «Нам говорят, что мы неправильно практиковали. Но, возможно, дело не в человеке и не в практике. Истина человеческого существования состоит в том, что нет такой вещи, которая работала бы для всех».

Медитация — это мощный инструмент исследования и изменения человеческой психики. Для многих людей медитация может быть очень полезной. Но мы по-прежнему плохо понимаем, как работает эта практика, поэтому относиться к ней нужно осторожно и ответственно.

Источник

Вред медитации: правда или миф?

О пасна ли медитация? Таким вопросом последнее время стали озадачиваться всё чаще, а причина тому обнародованные случаи психических расстройств, возникших у некоторых людей, практиковавших медитацию. Что они делали не так? Почему возникла такая проблема, что медитация, призванная возвысить сознание и привести нас к гармонии и умиротворению, может для кого-то сказаться и пагубными последствиями? Поговорим об этом в нашей статье.

Может ли медитации быть вредной?

Вред медитации был выявлен вследствие нескольких проведённых исследований среди практикующих. В частности, в 2009 году Тихоокеанский университет в Сиэтле и в 2017 году Университет Брауна и Калифорнийский университет США изучили следствия медитации среди нескольких десятков испытуемых. Результаты показали, что на некоторых из них медитация действительно сказывалась негативным образом.

Последствия медитации

Был выявлен ряд психологических проблем. У одних медитация пробуждала эмоциональные срывы, у некоторых возникали чувства деперсонализации, другие чувствовали себя не в безопасности в социуме.

Некоторые испытуемые сообщили о появлении галлюцинаций, панических атак, у них проявилась повышенная тревожность, депрессивные состояния, повторные переживания эмоционально тяжёлых жизненных ситуаций, даже было отмечено повышение чувствительности органов восприятия (например, к свету, шуму), что создавало определённый дискомфорт. Некоторые отметили даже физические проблемы, будь то головные боли, головокружения или слабость после медитации.

Чаще всего было замечено, что появляется апатия, нежелание что-либо делать, когда осознание бренности всего сущего ведёт к потере интереса к жизни. Это происходит потому, что такое осознание пришло к человеку преждевременно, и это отозвалось в нём тягостным чувством безысходности, он не был в состоянии воспринять это как естественный ход времени, процессов природы и цикличности бытия, пребывающего в гармонии и единстве.

Изменение восприятия после медитации, как её следствие, неизбежно. Но если человек не готов к этому, то он естественным образом рискует прийти к психическим проблемам.

Читайте также:  Медитация ганеши кундалини йога

Опасность медитации: противопоказания к медитации

Опасна ли медитация? Этим вопросом стали задаваться в последнее время всё чаще ввиду обнародованных результатов исследований среди практикующих. Современные исследователи проблемы «вреда медитации» выявили особую группу людей, которым в принципе в этой жизни не стоит о ней даже задумываться.

Кому нельзя медитировать:

Чем опасна медитация для них? Усилением всех психических проблем, которые уже есть. Им может стать плохо после медитации и их проблемы только усугубятся.

Что происходит, когда медитируешь

Посредством медитации происходит активизация сознания в эмоциональном и ментальном мире. Медитация — это продолжительное сосредоточение внимания, сознания и энергии. Концентрация на каком-то образе в течение длительного времени, непрерывное созерцание.

Этому процессу могут препятствовать неконтролируемые эмоции и мысли, тогда человек начинает усиленно бороться с ними, нервничать, волноваться. Медитация превращается в противостояние. Но медитация — это не борьба с самим собой, это Путь к себе. Однако не каждому под силу его осилить. Всё зависит от уровня развития сознания человека и того, насколько он готов к самому процессу медитации.

Есть ли вред медитации для психики

Чем богаты наши эмоциональные и ментальные миры, на том и будет происходить концентрация. Всё, на чём сосредоточено внимание, то будет усиливаться. Здесь важно понимать, что для разного уровня сознания медитация представляет собой не одно и то же.

Как известно, астральный, или эмоциональный, мир — это наши чувства и эмоции, а ментальный — это мысли, идеи, концепции, убеждения. Поэтому пока эти миры наполнены негативными проявлениями, на том вы и будете сосредотачиваться, то и будете усиливать в себе.

Медитация — зачем нужна. Подводные камни для эгоистичного сознания

Важно для себя определить, какова цель, побудившая вас заняться медитацией, что вы ищете там? Хотите достичь просветления, озарения, Атмана или Нирваны? Или стремитесь обрести исцеляющие эффекты для здоровья? Возможно, целью является тотальное спокойствие?

Может, ваша цель — прийти к осознанности и обрести контроль над эмоциями и мыслями? Какова конечная цель, вызвана она стремлением принести благо всем или вы делаете это только для себя лично? Подумайте об этом, ведь, какова цель — таковы будут и результаты.

К сожалению, жажда наживы многих «духовных гуру», толкает их обучать медитации за немалые деньги, будучи самим не имеющими должного понимания её сути. Как можно легко довериться такому горе-учителю, не обладая интуитивной разборчивостью на духовном Пути?

Что движет людьми, окунающихся в неведомый для них мир медитаций и других духовных практик как в омут с головой, желая стремительно достичь просветления? Эго! Наш ум заточен на нужды Эго, и эгоистичное желание самосовершенствования как раз и может привести к указанным выше проблемам.

Сама по себе медитация должна основываться на бескорыстии. В принципе, все духовные практики базируются на стремлении принести благо всем живым существам, но не себе лично, поэтому даже процесс духовного саморазвития должен основываться на конечной цели всеобщего блага, а не эгоистичного возвеличивания над остальными своей «непревзойдённой особы».

Пока есть зерно эгоизма на Пути духовного развития, мы будем терпеть неудачу, и такая проблема, как «плохая медитация» или любая другая «неправильная» практика саморазвития, вполне вероятно будет возникать.

Всегда помните, что ваше продвижение по Пути должно происходить естественно, вы не должны насильно заставлять себя делать то, к чему пока не готовы, и ни в коем случае не надо торопиться. Духовный Путь — это не спринтерская дорожка, а долгий, порой длящийся в течение многочисленных воплощений, путь самосознания и постижения истин бытия.

Но для Эго современного человека это всего лишь очередной модный тренд. Эго требует быстрее достичь, выше подняться и всех обогнать. Результат очевиден, не все получают то, что ожидают от медитации изначально. К просветлению мало кого она приводит, а некоторые вообще сталкиваются с глубокими психическими расстройствами.

В наше время медитация стала модной, она позиционируется как позволяющая обрести спокойствие и умиротворённость, но это возможно только благодаря корректному подходу к самой практике. Но то, что модно, как правило, становится на поток, без учёта индивидуальных особенностей практикующих.

Так медитация в современном мире превратилась для человека с эгоистичным сознанием в простое развлечение, когда он оплачивает обучение медитации и считает, что раз «услуга оплачена», то его всему научат «как надо», и «просветление» гарантировано. Но это не торговля. Не сфера услуг и развлечений. Это духовный Путь. Где ничто не покупается и не продаётся. Поэтому без понимания важности этого процесса развития сознания, невозможно достичь каких-то существенных результатов.

Только неосознанный подход к процессу медитации приведёт к плачевным последствиям. Если вы до сих пор не справились со своей гордыней и эгоизмом, то на этом пути, скорее всего, вас ждёт множество препятствий. Не все готовы к медитации сразу, неспроста Патанджали определил её лишь на седьмую ступень Пути духовного развития. Кто-то считает нравственные основы йоги можно обойти и сразу приступать к практикам асан, пранаям, концентраций и медитаций. «К чему медлить» — кричит нам наше Эго. «Времени мало, надо всё успеть в жизни!»

Но как раз здесь и кроется существенная ошибка тех людей, которые медитацию практикуют, движимые эгоистичной мотивацией, не подозревая, что преждевременная медитация для «незрелого» сознания лишь будет способствовать усилению тех негативных качеств, которыми наполнен их эмоциональный мир, и если в нём преобладают лишь вибрации отталкивания, которые несут такие негативные проявления, как ненависть, злоба, корысть, зависть и другие, то они будут только усиливать их в себе, сами того не замечая. Вот чем может обернуться медитация, безобидная на первый взгляд, для таких людей. Всему своё время, и духовные практики принесут благо только тем, кто к ним готов.

Медитация — зло?

Осознаём мы это или нет, но каждый из нас не первую жизнь следует Пути духовного самосовершенствования, просто проходя уроки мудрой школы жизни, которая и ведёт нас к вершинам Сознания. Кто-то решает встать на этот путь осознанно, побуждаемый намерением и стремлением обрести гармонию.

Когда это происходит? Как правило, жизнь направляет нас к такому решению через трудности, боль и страдания, мы сами приходим к пониманию, что живём мы не бессмысленно. Наше рождение в этом мире обусловлено определённой свыше целью, и каждое воплощённое живое существо следует этому пути. Этот путь — эволюция сознания.

Читайте также:  Чем полезна медитация для женщин

Понимание того, что всё есть божественное проявление в этом мире, явленное в многоликом разнообразии, и каждый человек уникален по своей сути, — это основа, базис, на котором должна строиться вся система саморазвития. Все люди разные и обладают различным опытом. И соответственно возвышение уровня сознания у всех также происходит разными путями.

Что одного приведёт к благу, для другого может оказаться огромной ошибкой и сбить с Пути. Это важно понимать, чтобы не навязывать свою систему взглядов, конечно же, из «благих» побуждений. Но Путь у каждого свой! Без этого осознания в принципе на Пути духовного самосовершенствования делать нечего.

Важно научиться уважать выбор каждого человека. Мы все проходим те уроки в жизни, которые нам необходимы. Даже если кажется, что у кого-то уже почти «земля горит под ногами» и его срочно надо «спасать», это всего лишь наше видение ситуации, и совсем не обязательно, что предложенный нами путь будет подходить другому человеку.

Полезны ли медитации для всех

Медитация полезна для подавляющего числа людей, поскольку это практика, дающая возможность освоить сосредоточение и концентрацию, а также объективное наблюдение. При правильном подходе медитация дарует спокойствие ума, эмоциональное равновесие, позитивный настрой, любовь к жизни, осознание единства всего сущего, всеприятие, непривязанность, что позволяет уйти от страданий и обрести гармонию со всем сущим.

Но только прийти к этому медитация поможет лишь тем, кто уже подошёл к этой ступени. Достичь действительно существенных результатов в медитации способны те, кто в достаточной мере пришел к осознанию важности своего Пути и необходимости следования ему из жизни в жизнь. Но если уровень сознания пребывает на ступени потребительского отношения к миру, эгоистичных устремлений и невежественного мировосприятия, то и медитация действительно может навредить.

Медитация — это седьмая ступень златого Пути духовного возрождения, описанного в «Йога-сутрах» Патанджали, с неё открываются врата к Самадхи. Что же ей предшествует? Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана. Способность сидеть долго, спокойно, без проявления реакций на отвлекающие факторы, влекущие за собой нервное напряжение, справляться с непрекращающимся потоком мыслей, контролировать процесс дыхания, которое должно быть размеренным, ровным и не затруднённым.

Соблюдение всего вышеперечисленного позволит вашему разуму пребывать в покое и обрести непрерывное сосредоточение мысли, а иначе это обернётся борьбой с самим собой, приведёт к эмоциональному неуравновесию и энергетическому опустошению, вместо ожидаемого возвышения сознания.

Для того чтобы приступать к медитации, необходима также нравственная чистота. Неспроста Патанджали первыми ступенями духовного Пути назвал именно нравственные основы поведения человека как по отношению к окружающему миру (Яма — यम, yama), так и по отношению к себе (Нияма — नियम, niyama). Яма: Ахимса (ненасилие), Сатья (честность) Астея (нежелание чужого), Брахмачарья (контроль чувственных потребностей), Апариграха (нежелание обладания вещами); Нияма: Шауча (чистота и непривязанность к материальной форме), Сантоша (довольство тем, что есть), Тапасья (самодисциплина), Свадхьяя (самоосознавание в единстве бытия), Ишвара Пранидхана (принятие полноты присутствия Бога во всём окружающем).

Без этого базиса весьма трудно двигаться в верном направлении, множество преград вас ожидает на таком пути, где за основу не были изначально взяты основополагающие принципы Йоги. Здесь стоит особо отметить важность соблюдения Ахимсы (ненасилия). Возможно ли в нашем мире полностью освободиться от тенденций насилия, когда всё вокруг буквально пропитано этими энергиями?

Да, главное — начать, и, конечно же, с себя. Например, вегетарианство и этичный подход к потреблению — важный этап в нашем становлении на пути духовного самосовершенствования, и является одним и самых важных в следовании принципу Ахимсы. Следование всем принципам Ямы и Ниямы поможет уйти от эгоистичного мировосприятия и станет первым важным шагом на пути самопознания, который нельзя игнорировать, полагая нравственные основы незначительными и несущественными.

Как известно, там, где наше внимание — там наша энергия. Практиками йоги, когда наше сознание пребывает в одной из оболочек, мы соответственно усиливаем энергию в ней. Мы готовим своё физическое тело практикой Асан (санскр. आसन, āsana) (третья ступень йоги), которые позволяют нам научиться контролировать его, уметь ослаблять напряжение, учимся управлять своим телом, дисциплинируем его.

Праническим телом мы учимся управлять посредством практики Пранаямы (санскр. प्राणायाम, Prāṇāyāma) (четвёртая ступень йоги), благодаря которой мы берём под контроль потоки жизненной энергии (праны). Практикуя Пратьяхару (санскр. प्रत्याहार, pratyāhāra), мы настраиваемся на астральное, или эмоциональное, тело, благодаря этой практике мы учимся управлять чувственным восприятием, что позволяет обуздать наши чувства, отвлечь от внешних объектов.

Все эти практики готовят наш ум к концентрации, сосредоточению (Дхарана (санскр. धारणा, dhāraṇā), когда устанавливается контроль над ментальным телом. И только следующая ступень (седьмая) — медитация, или созерцание (Дхьяна (санскр. ध्यान, dhyāna) — практика полного и непрерывного погружения в объект наблюдения и концентрации, позволяющая нам выйти за пределы самости (Эго), на этом этапе мы подходим к самоосознанию и постижению многих интересующих нас вопросов относительно природы бытия.

Все вышеперечисленные ступени йоги ведут нас к конечной стадии Самадхи (санскр. समाधि, samādhi), когда весь мир форм растворяется, и мы выходим за грани двойственного восприятия мира, где наблюдающий и наблюдаемое суть одно целое. В результате наше сознание озаряет свет мудрости, или Праджня.

Таков Путь духовного развития, и чтобы подойти к ступени, на которой возможно практиковать медитацию, нужно преодолеть множество внутренних ограничений, обрести контроль над чувствами и мыслями, и лишь потом переходить к практике Созерцания, а не наоборот.

Медитативные практики подходят не всем, и эгоистичное мировосприятие во многом тому виной. В нашей статье также мы описали, какие психические расстройства могут возникнуть после медитации. Однако есть и противоположное мнение, что медитация помогает справиться с некоторыми психологическими проблемами. Мнений всегда будет много. Поэтому как быть, практиковать или нет, готовы ли вы к медитации, и стоит ли пробовать, решать только вам.

Так или иначе, это ваш Путь. Слушайте себя, согласуясь со своим жизненным опытом. Не следуйте слепо за учителями, пока у вас нет полной уверенности, что они не несут псевдоучение из корыстных побуждений или непреднамеренно. Будьте верны своему Пути, всегда памятуя, что вы частица единого целого, будьте бескорыстны, следуйте пути Дхармы, своего высшего истинного предназначения, и тогда никакие препятствия не возникнут, и сама по себе проблема «плохой медитации» в принципе проявиться не сможет.

Источник

Adblock
detector