Меню

Чего можно добиться с помощью медитации

Техники медитации. Что выбрать

В этой статье мы обсудим техники медитации. В мире существует множество медитаций не только уходящих корнями в древность, как мы привыкли думать, но и созданий XX века. Последние возникли не из ниоткуда и в своей основе так или иначе опираются на достижения медитационных техник прошлого.

Техника и методы медитации в различных культурах

Мы хотим подчеркнуть, что выбор техник огромен. Можно предпочесть восточные методы медитации, практикуемые в Тибете, Индии, Таиланде, Вьетнаме, Японии и Китае. К ним относятся:

Этот список можно продолжить. В одном буддизме насчитывается более 40 техник, идущих из глубины времён, не считая тех, которые были добавлены адептами буддизма в более позднее время.

В западной традиции тоже есть свои методы медитации. Люди, не склонные относить молитвы к разряду таковых, должны признать, что они являются не чем иным, как медитацией на слово или медитацией-размышлением. Типичный пример успокоения сознания, приведения его в медитативное состояние — с помощью Иисусовой молитвы.

Связь термина «медитация» с йогой

Сам термин «медитация» происходит из западной традиции, от слова meditare — ‘размышлять’. В восточных культурах этот термин не используется. Вместо него мы можем услышать слова «дьян» на хинди, «там самати» по-тайски, «тьен» на вьетнамском и, если мы внимательно прислушаемся к ним, то поймём, что корни этих слов непосредственно связаны с санскритом.

В йогической традиции предпоследняя ступень аштанга-йоги, практикующая медитацию так и называется — дхьяна, а высшая ступень, состояние просветления, растворения сознания в самом объекте медитации и соединение с Сущим — самадхи.

Техника медитации в буддизме

Медитации в буддизме — это больше, чем просто техника. Медитация хотя и является средством для концентрации и успокоения ума, одновременно имеет свой внутренний смысл, она самоценна. Не зря её часто называют искусством медитации, а как у всякого искусства функциональность для неё не главное. На первый план выходит внутренняя ценность медитации.

Польза от выполнения медитации

Впрочем, тема статьи более направлена на практический аспект медитации, поэтому мы должны обстоятельно рассмотреть именно функции медитации, к чему она может привести и каких целей поможет добиться, каким образом она поможет улучшить нашу жизнь.

Положительные аспекты медитации:

Этих целей можно добиться, выполняя медитацию регулярно, желательно ежедневно, хотя бы понемногу, начиная с 10–15 минут утром или вечером.

Техника медитации для начинающих

Начинающим рекомендуется подходить к медитации более конструктивно, имея чёткие цели. Об искусстве медитации можно подумать попозже, а сейчас, когда вы только начинаете, нужно сконцентрироваться на технике выполнения, условиях и состоянии сознания, в котором нужно подходить к практике. Начало и подготовка к медитации так же важны, как и разминка в тренажёрном зале. Просто с разбега войти в медитацию не так-то просто, поэтому нужно настроить свой ум, поразмышлять на тему того, что такое медитация, каких целей вы бы хотели достичь с её помощью и только после этого можно начинать сам процесс медитации.

Каких реальных целей можно добиться с помощью медитации?

Самопознание и медитация

Самоосознание, не только в медитационном смысле этого слова как осознание своего тела, чувств, мыслей, явлений, но и самоосознание себя как личности, становится ярким. Вы вступаете на дорогу самопознания. Никакие книги или теоретические знания не могут заменить этого. Глубина самоосознания приходит в процессе практики медитации, это знание непосредственно, вы получаете его, обративши взор вглубь себя, вглубь своего сознания.

Научившись погружаться в неизвестные слои вашей психики, вы сможете выходить в сферу подсознательного — вот где вы познакомитесь со своими истинными желаниями, выведите их из области подсознательного на сознательный уровень, таким образом, сделав их доступными для проработки и изменения. Это ключ к тому, чтобы коренным образом изменить направленность вашей жизни.

То, к чему стремятся тысячи людей, посещая сеансы психотерапии, достижимо самостоятельно, погружением в собственную психику, изучением своего «Я» посредством медитации. Можно сказать ещё очень много о том, как полезно и эффективно влияние медитации на духовное состояние и психологическое здоровье человека, но пора обратиться к практической части и рассказать о техниках медитации, которые вы сможете применять самостоятельно.

Простые техники медитации

Вы можете принять удобное положение так, чтобы ваш позвоночник был прямым. Приготовьтесь оставаться в неподвижности в течение по крайней мере 15 минут, а ещё лучше 24 минут. Считается, что 24 минуты оптимальны для получения эффекта от медитации. Сделайте полное йоговское дыхание и затем просто начинайте наблюдать за дыханием. Переключите все мысли только на этот процесс. Сейчас для вас нет ничего важнее, чем то, как вы дышите, следите, как воздух входит и выходит. При этом можно мысленно считать вдохи;— это позволит вашим мыслям не разбегаться в разные стороны, а находиться в русле медитации. Затем медленно выходите из медитационного состояния и возвращайтесь к своим обычным делам.

Читайте также:  Медитация для увеличения бюста

Успокойте ум с помощью выполнения серии из 21 вдоха и выдоха, просто наблюдая за дыханием, как вы это делали в предыдущей технике. Это будет настройкой для практики второй техники. Теперь вы будете наблюдать за вашими ощущениями, эмоциями и мыслями. Суть здесь состоит в том, чтобы следить за всеми всплывающими чувствами, мысленными образами, не отталкивая их, не давая оценку, не предпочитая один другому. Нужно просто дать им спокойно появляться и исчезать. Вы заметите, что ваша некритичность и созерцательность по отношению к проходящим образам помогают им уходить. Пусть на смену придут новые, но вы продолжаете наблюдать, формируя в себе привычку к умной сосредоточенности и созерцанию.

Впоследствии, если вы захотите практиковать йогу, это будет вам хорошим подспорьем, так как способности к сосредоточению и наблюдению — ключевые аспекты практики хатха-йоги.

Перед тем как начать практиковать осознание себя, подумайте о себе, о самопознании, выполните серию из 21 вдоха и выдоха и начинайте практику. На этот раз она состоит в том, чтобы вы не концентрировались ни на своём дыхании, ни на образах, проплывающих в уме или эмоциях. Вы их не замечаете, игнорируете, они не должны вас занимать, старайтесь осознать только своё сознание. Если вы сможете оставаться невозмутимым, не отвлекаясь на внутренние образы, то через некоторое время вы заметите, что есть некая недвижимая часть вас, внутреннего сознания, которая всегда здесь. Это оно и есть «осознание осознания».

Техника медитации йогов

Йогическая практика применяет несколько техник медитации, начиная с концентрации на дыхании и контроля над ним с помощью практики пранаямы, которая логически подводит к практике медитации осознанного направленного наблюдения, где высшей формой становится растворение сознания в Абсолюте, соединение с космической энергией.

Начинающим можно делать простейшие виды пранаямы без задержки дыхания, т. е. технически эти пранаямы можно назвать только подготовкой к ним. Также можно практиковать медитацию на объект, включая тратаку. Дополнить эти виды можно медитацией, связанной со звуком, т. е. мантрами.

Техники медитации йогов настолько тесно связаны с буддистской традицией, что трудно провести ту грань, где заканчиваются техники буддистской медитации и начинается что-то принципиально новое. Не будем забывать и о том, что обе традиции опираются на учения веданты. Не случайно у них много общего.

Какой бы способ медитации вы не выбрали, помните о том, что с началом практики медитации ваша жизнь изменится. Вы встаёте на путь самопознания. Это марафон, где нет финишной черты. Здесь нет и времени в том смысле, в котором мы привыкли его понимать, — всё идёт своим чередом, временных границ не существует, вы познаёте себя без стремления отличиться и стать первым. Вы уже первый для себя, поскольку избрали путь познания.

Источник

Для чего нужна медитация

Е сли проанализировать нашу жизнь и те события, которые в ней происходят, то можно прийти к выводу, что все события и явления — абсолютно нейтральны по своей природе. Почему так? Можно привести самый простой и яркий пример с погодой. Одним людям нравятся солнечные дни, другим — пасмурные. Одни любят прохладу, другие — жару. И вот, к примеру, наступает жаркий день. И одним людям он приносит страдание, а другим — счастье и радость. Получается, что событие произошло одно и то же — наступил жаркий день, а вот реакция у разных людей разная. И что же в итоге стало причиной страдания для тех, кто не любит жару?

Причиной страдания стал не сам жаркий день, а отношение этих людей к жаркой погоде. Таким образом, получается, что причины наших страданий, как впрочем и нашего счастья, — в нас самих. И только наше отношение к тому или иному объекту, или явлению заставляет нас либо страдать, либо делает счастливым. И пример с погодой — просто самый яркий пример. Но по такому принципу можно разобрать любое событие. Лишь наше отношение к этому событию формирует нашу реакцию на него.

Итак, все вещи и явления нейтральны по своей природе. Любое событие — это накопление опыта, и не бывает «позитивных» или «негативных» событий. Даже из самого неприятного события можно извлечь пользу. А самое главное, если научиться всё воспринимать как опыт, а не делить события на приятные и неприятные, — это позволяет прекратить страдание. И при чём же тут медитация? Какое отношение она имеет к этой дихотомии на «чёрное» и «белое»? Отношение самое прямое.

Читайте также:  Медитации и аффирмации для восстановления душевного равновесия

Что даёт медитация человеку

Итак, лишь наш собственный ум заставляет нас страдать. Потому что именно наш ум делит события и явления на приятные и неприятные. Эта дихотомия в свою очередь порождает погоню за приятными вещами — привязанность — и убегание от неприятных вещей — отвращение. И именно привязанность и отвращение являются причинами наших страданий. А корнем этого разделения на приятное и неприятное является неведение.

Именно об этих трёх причинах страданий (среди которых корнем является неведение) и говорил в своё время Будда Шакьямуни. И он не просто рассказывал своим ученикам о том, каковы причины страданий, — он дал метод, как эти страдания прекратить. Этот метод называется «Благородный восьмеричный путь». Он состоит из восьми «ступеней» и последней ступенью, которая приводит к прекращению всех страданий — Нирване, является именно медитация.

Что же реально даёт медитация человеку? Может быть, это какой-то модный тренд или, может быть, вовсе пустое времяпровождение для бездельников, которым нечем заняться? В самом деле, неужели нет более важных дел, чем «сидеть и ни о чём не думать»? Попробуем разобраться, насколько медитация важна в современном мире для современного человека, и особенно — в условиях нынешнего бешеного ритма жизни в мегаполисе.

Для чего и зачем нужна медитация

Медитация, или, как она называется на санскрите, «дхьяна» — это метод обретения контроля над своим умом. С помощью медитации достигается то состояние, о котором мудрец Патанджали писал в своём философском трактате о йоге: «citta vritti nirodhah». Переводится это примерно так: ‘устранение беспокойства ума’ или ‘прекращение колебаний в уме’.

Как уже говорилось выше, именно наш ум накладывает свои проекции на все события, которые происходят, и делит их на приятные и неприятные. И именно эта деятельность ума и является его «колебанием» или «волнением», о котором писал Патанджали. И если мы сможем это волнение устранить, мы начнём видеть реальность без проекций — все события воспринимать со здравой долей хладнокровия, рациональности и осознанности.

Медитация позволяет обуздать ум. Здесь следует рассмотреть вопрос о том, что же такое медитация. Действительно ли это «сидеть и ни о чём не думать»? И да, и нет. Существует такое понятие, как «состояние одной мысли». Это, наверное, самое лучшее и самое точное описание такого процесса, как медитация. Наша задача — отбросить все мысли, все волнения, всё беспокойство и сконцентрировать наш ум на единственном объекте. Можно сказать, что каждый из нас практически всегда занимается медитацией.

К примеру, студент, которого завтра ждёт экзамен. Или впечатлительный пациент, который сидит в очереди к стоматологу. Оба они концентрируются на определённой мысли. Первый, к примеру, может рисовать себе красочные картины завтрашнего провала на экзамене, а второй — уже представляет себе жуткие боли, которые испытает в кабинете врача. Оба занимаются медитацией, только вот объект медитации, разумеется, выбран не самый позитивный. И большинство из нас постоянно занимается такой вот неосознанной медитацией; и неудивительно, что страдаем мы почти постоянно.

Таким образом, наш ум уже приучен концентрироваться, только концентрируемся мы чаще всего на негативе. И всё, что нам нужно, это просто переключить наше внимание на что-то более позитивное. Это может быть что угодно — мантра, образ, мысль и так далее. Каждый выбирает для себя что-то своё. И когда мы концентрируемся на чём-то позитивном, на чём-то, что нас вдохновляет, ум начинает работать иначе, и наши страдания постепенно затихают.

Вспомним о двух примерах, приведённых выше. Итак, студент всю ночь перед экзаменом не спит, его ум рисует ужасные картины — показывает ему в красках, с каким треском студент провалится на экзамене. Но этим дело не ограничивается. Вот студент уже видит, как он отправился отдавать долг родине в солнечный Дагестан, его девушка ушла к другому и так далее. И если фантазия у студента, так сказать, слишком уж «творческая», то беспокойный ум доведёт его до настоящей истерики. То же самое со впечатлительным пациентом — вырванный зуб, реки крови, адская боль и так далее.

Что же является причиной таких болезненных фантазий? Ответ один — беспокойный ум. А если бы оба обладали навыками в медитации, они бы легко (ну или не совсем легко) смогли бы перенаправить своё внимание на что-либо позитивное. И вот студент уже видит, как он успешно сдал экзамен. А если даже и нет, то и армейская служба — тоже не более, чем опыт, который, возможно, именно этому человеку необходим. И если ум спокоен, то все события воспринимаются нейтрально, с позиции наблюдателя. Имея такой ум, студент спокойно заснёт и на следующий день сдаст экзамен. Или нет, но воспримет такой поворот своей судьбы тоже спокойно, без лишнего беспокойства. Ведь от того, что человек будет беспокоиться в различных психотравмирующих ситуациях, лучше всё равно не станет.

Читайте также:  Шри ауробиндо техника медитации

Как писал один очень мудрый философ: «К чему печалиться, если всё можно исправить? И к чему печалиться, если ничего исправить уже нельзя?» Это хорошие слова, но если наш ум нам не подчиняется, то это, к сожалению, будут лишь слова. И как только возникнет какая-то ситуация, в которой наш ум может снова заставить нас беспокоиться, волна беспокойства снова собьёт нас с ног, как течение быстрой полноводной реки.

Таким образом, обуздав свой ум, можно прекратить страдания. Вспомните пример с погодой. Если человек воспринимает жару как страдание, он всё лето (или большую его часть) будет в не самом лучшем настроении. В то время как те, кто любит жаркую погоду, будут испытывать счастье. И в том, что человек страдает, получается, виноват только он сам. Ведь в случае с наступлением лета, мы не в силах его ни отменить, ни перенести, ни изменить погоду на более прохладную. И всё, что человек может сделать, — это поменять своё отношение к жаркой погоде. И достигается это путём контроля над своим умом.

Если мы переведём наш ум на рельсы позитивного мышления, то и конечный пункт назначения движения изменится. Это как перевод стрелки на железной дороге. Когда наш ум приучен во всём видеть негатив, то мы движемся только в одну сторону — в сторону получения страданий, при чём независимо от внешних обстоятельств. По тому же принципу происходит работа ума, и в случае, если мы во всём учимся видеть позитив, мы неизбежно будем двигаться в сторону получения счастья, опять-таки независимо от внешних обстоятельств.

Тот, кто покорил свой ум, — покорил весь мир. Как писал один разумный философ: «Где нашёл бы я столько кожи, чтобы покрыть всю земную твердь? Кожаная подошва моих башмаков — и вся земля покрыта». Какое удачное сравнение, не правда ли? Мы не можем просто взять и прекратить все процессы вокруг нас, которые мы считаем неприятными. Нет у нас таких полномочий. Но зато мы можем усмирить свой ум, и он перестанет накладывать негативные проекции на всё, что происходит вокруг. Подобно тому как, надев кожаные башмаки, можно спокойно ходить по земле, не опасаясь поранить ноги.

Даже на чисто биохимическом уровне медитация меняет жизнь к лучшему. Практика медитации способствует выработке мелатонина, дофамина и серотонина, которые являются причиной нашего хорошего настроения и счастья. Состояние счастья — это всего лишь набор химических реакций в мозге и не более того. И если мы в совершенстве овладеем практикой медитации, это позволит до определённой степени контролировать химические реакции в нашем мозге и, как следствие, самому регулировать своё настроение и психологическое состояние. Представляете, какой это высокий уровень свободы?

На человека, который освоил практику медитации, перестают влиять все внешние обстоятельства. Точнее, перестают влиять на его настроение. У такого человека счастье глубоко внутри, и никакая «погода в доме» не сможет повлиять на его доброжелательный и позитивный настрой. К тому же, достаточное количество выработки мелатонина способствует омоложению и оздоровлению организма, так что практика медитации также полезна и для физического здоровья.

Можно выиграть тысячи битв, можно завоевать тысячи земель, можно поставить на колени тысячи царей, можно покорить весь мир. Можно стать великим воином, великим правителем, которому будут поклоняться все народы. Но тот, кто лишь покорил свой собственный ум, будет в тысячу раз более достоин почитания. Ибо самая главная победа — это победа над самим собой. И если вам удалось обуздать свой ум и заставить его служить вам, это великая победа.

Наш ум — это прекрасный слуга, но отвратительный господин. И если вы силой медитации смогли его покорить, он будет служить вам верой и правдой. Но горе тому, кто сам стал его слугой, — такого человека его собственный ум будет заставлять страдать снова и снова. При чём иногда даже без всяких веских на то причин.

Источник

Adblock
detector