Меню

Аутогенная тренировка в лфк

Аутогенная тренировка в лфк

Аутогенная тренировка в медицинской реабилитации

Аутогенная тренировка (AT) — один из методов медицинской реабилитации, включающий лечебное самовнушение, самопознание, нейросоматическую тренировку, седативную и активизирующую психотренировку, осуществляемую в условиях мышечной релаксации и ведущую к самовоспитанию и психической саморегуляции организма.
Основными целями метода AT являются овладение навыками самоуправления внутренними механизмами жизнедеятельности человека, тренировка этих механизмов и повышение возможности их коррекции.
Аутогенная тренировка широко применяется в клинике при соматических заболеваниях, органической патологии нервной системы, в хирургии, психиатрии, а также у здоровых людей как мощное средство психогигиены в спортивной практике, при повышенном нервно-эмоциональном напряжении, гипокинезии, сенсорной депривации, десинхронозе человека, как метод стимуляции способностей и творчества в быту и на производстве. Кроме того, AT рассматривается как одна из необходимых и эффективных форм ЛФК, использующей общеразвивающие, специальные, дыхательные и другие физические упражнения для регуляции мышечного тонуса, который, являясь отраженным рефлекторным проявлением высшей нервной деятельности, активно влияет на процессы мобилизации и снижения уровня возбуждения ЦНС, а следовательно, на деятельность всех органов и систем организма человека.

▲ Физические аспекты AT:
• выработка умения регулировать тонус поперечнопо
лосатой и гладкой мускулатуры туловища, конечно
стей, органов для полного или дифференцированного
мышечного расслабления или повышения тонуса
отдельных мышц;
• приобретение навыка ритмичного дыхания за счет
мысленной регуляции интервалов фаз вдоха и выдоха;
• овладение навыками редуцированного, медленного,

поверхностного дыхания, а также физического дифференцированного ощущения частей своего тела и органов.
▲ К психологическим аспектам AT относятся:
• воспитание у человека навыков «образных пред
ставлений»;
• аутогенная медитация (meditation — размышление,
созерцание), аутогенное погружение;
• выработка навыка мобилизации психофизиологического
состояния и т.п.
Метод AT основывается на стимулировании внутренних механизмов психической и вегетативной сферы человека. Центральное место в раскрытии этих механизмов занимает вопрос о саморегуляции исходно непроизвольных функций за счет создания в коре головного мозга при помощи «слова», «образа», «представления» мощного главенствующего очага возбуждения, так называемой доминанты, которая способна затормозить другие текущие процессы (ответные реакции на внешние и внутренние раздражители) и тем самым создать оптимальные условия для самовнушения, гипноза, аутогенного погружения и медитации. Задача AT — не только научить больного создавать доминанту, но и, главное, подчинить ее своей воле, управлять доминантой в целях подавления патологической импульсации из больного органа или очага. Уровень возбуждения нервной системы значительно влияет на выраженность доминанты и в свою очередь зависит от тонуса соответствующих групп мышц. Поэтому определяющим и базисным элементом AT является тренированная мышечная релаксация, на основе которой реализуются все приемы аутогенного воздействия.
▲ Современный метод AT сформировался на базе:
• использования приемов самовнушения древней на
найской школы,
• эмпирического опыта древнеиндийской медицины
(йогизм),
• гипнотерапии,
• активной регуляции мышечного тонуса,
• рациональной психотерапии.
Метод, объединяющий классические и привнесенные приемы низшей и высшей ступеней AT, получил название аутогенной терапии. Структурная система аутогенной терапии следующая:
-» стандартные аутогенные упражнения (низшая ступень AT-I),
-» аутогенная медитация (высшая ступень АТ-П),
-» аутогенная модификация,
-» аутогенная нейтрализация.

Низшая ступень AT-I. Предложенный Шульцем (1932) метод, получивший название классического, состоит из двух ступеней — низшей и высшей. Низшая ступень, или собственно AT, представляет собой методику мотивированного воздействия человека на самого себя при помощи формул самовнушения. Основной задачей AT-I низшей ступени является влияние на вегетативные функции.
Весь курс обучения AT включает три основных этапа:
вводный — ознакомительная и разъяснительная беседа; первый — обучение приемам аутогенной тренировки; второй — приспособление полученного опыта к специфическим целям.
Обучение приемам AT начинается с освоения физиологических основ мышечного расслабления. Они базируются на формировании у больного субъективных ощущений тяжести и тепла. Установка на ощущение тяжести связана с расслаблением мышц, установка на ощущение тепла — с расширением кровеносных сосудов. Формулы самовнушения классической методики носят название «стандартных упражнений первой ступени AT-I»:
«Я совершенно спокоен» — подготовительная фраза.
• 1-е стандартное упражнение — вызывание ощущения тяжести.
«Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая» — повторяется по
6 раз 3—4 раза в день в течение недели. Затем: «Обе руки (ноги)
тяжелые. Все тело стало тяжелым». Упражнение осваивается в
течение 10—14 дней.
• 2-е стандартное упражнение — вызывание ощущения тепла. «Моя
правая (левая) рука (нога) теплая». Повторяется 5—6 раз. В
дальнейшем 1-е и 2-е упражнения объединяются единой
формулой: «Руки и ноги тяжелые и теплые».
• 3-е стандартное упражнение — регуляция ритма сердечной
деятельности. Начиная с 9—10-го занятия пациент мысленно
повторяет: «Сердце бьется мощно и ровно». Предварительно
пациента обучают мысленно считать сердцебиения.
• 4-е стандартное упражнение — регуляция дыхания. После вы
полнения первых трех упражнений пациент мысленно 5—6 раз
повторяет: «Мое дыхание спокойное, дышится спокойно».
• 5-е стандартное упражнение — влияние на органы брюшной
полости. Выполняется после разъяснения роли и локализации
солнечного (чревного) сплетения. Формула самовнушения: «Мое
солнечное сплетение излучает тепло».
• 6-е стандартное упражнение — влияние на сосуды головы.
Упражнение выполняется на 15—17-м занятии, является завер
шающим мобилизирующим, повторяется 5—6 раз: «Мой лоб
слегка прохладен».
Весь курс занятий AT-I длится 3—4 мес.

Читайте также:  Через сколько после еды можно заниматься кардио тренировками

Высшая ступень АТ-П. Аутогенная медитация. Высшая ступень AT — II — это оптимизация высших психических функций и коррекция личностных нарушений. Основу АТ-Н составляет аутогенная медитация, заключающаяся в последовательной тренировке процессов воображения, на основе которых впослед­ ствии формируются образное представление и лечебная нейтрализация аффективных переживаний.

Общетерапевтическими задачами аутогенной терапии явля­ ются стимуляция восстановительных процессов, коррекция личностных нарушений, блокирование и рационализация болезненных переживаний. В зависимости от особенностей личности больного, выраженности и формы органического синдрома техника психотерапии может быть различна, но показания и противопоказания к применению всех методов едины.

Показания к проведению аутогенной терапии:

? нарушения периферического кровообращения, гипертензивный
артериальный синдром, начальные стадии гипертонической
болезни, артериальная гипотензия и другие астеновегетативные
состояния;

? стенокардия, функциональные неврогенные аритмии;

? бронхиальная астма, хронические пневмонии, психогенные
диспноэ;

А спастические состояния желудочно-кишечного тракта, гастрал- гии, дискинезии, колиты;

А вазомоторные нарушения мозгового кровообращения, мигрень, синдром Меньера, расстройства функции внимания, памяти;

А эмоциональные нарушения, расстройство сна, логоневро- зы, цисталгии, алкоголизм, мобилизация психофизиологи­ ческого состояния у спортсменов перед и в процессе соревно­ваний, неврозоподобные и цереброспастические синдромы у детей.

А те же, что и к ЛФК;

А острые соматические и вегетативные кризы, ГБП1;

А острые расстройства дыхания (кашель, диспноэ);

А острые неврологические заболевания, сопровождающиеся

судорожными синдромами, нарушениями сознания;

А снижение интеллекта и памяти;

А возраст до 12 лет;

А гиперацидные гастриты.

В зависимости от особенностей личности, выраженности и формы органического или функционального синдрома мето­ дика AT , аутогенной терапии и ее отдельные приемы должны быть строго индивидуализированы. Несоблюдение этого усло­ вия может снизить ожидаемый эффект или вызвать осложне­ ния.

Наиболее часто встречающиеся осложнения:

• сохранение ощущения тяжести после сеанса AT , замедленный
выход из аутогенного или гипнотического погружения;

• понижение общего тонуса организма, усиление гипотензии,
астении, апатии (в случае применения релаксирующих приемов
вместо мобилизирующих);

• снижение уровня бодрствования;

• ощущение чувства «вялости», «ватности» мышц, приводящее к
снижению работоспособности, потере «формы» у спортсменов;

• вазомоторные нарушения (обморок, головная боль, мигрень
и т.п.) при неправильном применении стандартных упражнений
5, 6 и др.

Для предупреждения осложнений и с целью строгой инди­ видуализации применения методов AT и аутогенной терапии в клинической практике необходимы строгий контроль и регист­ рация психовазотонических, психонейротонических и психо- миотонических эффектов.

Программы психогигиенических и психопрофилактических мероприятий реализуются в комнатах психологической разгрузки (КПР).

Основные факторы, используемые в КПР:

• санитарно-гигиенические (комфортные микроклима­
тические условия, оптимальный воздушно-газовый состав,
зрительный и акустический комфорт);

• физиологические (кислородно-витаминный коктейль,
удобная расслабляющая поза, регламентированное
дыхание, позно-тонические упражнения и др.);

• психофизиологические (воздействие светом, цветом,
ритмом, музыкой, интерьером, запахом и т.п.);

• физиотерапевтические (самомассаж, гидроаэронизация,
воздействие фитонцидами и др.);

• психогигиенические ( AT , психофизическая гимнастика,
нейростимулирующая тренировка, внушение, рацио-

нальная психотерапия, консультации, беседы и др.).

а Регламент проведения сеанса психологической разгрузки.

Сеанс психологической разгрузки, большую часть кото­ рого составляет аутотренинг, продолжается, как правило, 10—15 мин. Проводится в определенной последова­ тельности и условно разделяется на подготовительный и три основных периода.

Подготовительный период. Подготовка к сеансу заклю­
чается втом, что посетитель принимает расслабляющую
позу, регулирует ритм и глубину дыхания (вдох в 1,5—
2 раза короче выдоха). На лице пациента маска покоя и
удовольствия.

I период — «отвлекающий», продолжительностью 1,5—

2 мин. Трансляция музыки позволяет настроиться на
занятие, успокоиться, отвлечься. Картины природы,
слайды, световая игра служат этим же целям.

II период — «успокаивающий», продолжительностью 7—
10 мин. Цель — максимальный уровень релаксации
мышечной системы и эмоциональной уравновешен­
ности. На фоне тихой мелодичной музыки проводится
сеанс AT , завершающийся аутогенным погружением или
медитацией.

III период — «тонизирующий», продолжительностью 2—

3 мин. Задачи — вывод пациента из состояния ауто­
генного погружения, мобилизация психоэмоциональ­
ных и психосоматических функций организма. Увеличи­
вается громкость музыки, изменяется ее характер (бод­
рые песни, марши и т.п.).

Пациент принимает активную позу, изменяет тип дыхания (удлиненный вдох и короткий выдох). Включаются мобили- зирующие (красный, оранжевый) цветосветовые установки. Пациент выполняет общетонизирующие физические упраж­ нения.

Читайте также:  Через сколько видно результат тренировок в тренажерном зале

Сеансы психологической разгрузки проводятся под контро­ лем врача-реабилитолога 3—4 раза в неделю (курс — не менее 12 занятий).

Источник

Аутогенная тренировка в лфк

Аутогенная тренировка (AT) — один из методов медицинской реабилитации, включающий лечебное самовнушение, самопознание, нейросоматическую тренировку, седативную и активизирующую психотренировку,осуществляемую в условиях мышечной релаксации и ведущую к самовоспитанию и психической саморегуляции организма

Аутогенная тренировка (AT) — один из методов медицинской реабилитации, включающий лечебное самовнушение, самопознание, нейросоматическую тренировку, седативную и активизирующую психотренировку,осуществляемую в условиях мышечной релаксации и ведущую к самовоспитанию и психической саморегуляции организма.

Основными целями AT являются овладение навыками самоуправления внутренними механизмами жизнедеятельности человека, тренировка этих механизмов и повышение возможности их коррекции.

Аутогенная тренировка широко применяется в клинике при соматических заболеваниях, органической патологии нервной системы, в хирургии, психиатрии, а также у здоровых людей как мощное средство психогигиены в спортивной практике, при повышенном нервно-эмоциональном напряжении, гипокинезии, сенсорной депривации, десинхронозе человека,как метод стимуляции способностей и творчества в быту и на производстве. Кроме того, AT рассматривается как одна из необходимых и эффективных форм ЛФК, использующая общеразвивающие, специальные, дыхательные и другие физические упражнения для регуляции мышечного тонуса, который, являясь отраженным рефлекторным проявлением высшей нервной деятельности, активно влияет на процессы мобилизации и снижения уровня возбуждения ЦНС, а следовательно, на деятельность всех органов и систем организма человека.

Физические аспекты AT:

-выработка умения регулировать тонус поперечнополосатой и гладкой мускулатуры туловища, конечностей, органов для полного или дифференцированного мышечного расслабления или повышения тонуса отдельных мышц;

-приобретение навыка ритмичного дыхания за счет мысленной регуляции интервалов фаз вдоха и выдоха;

-овладение навыками редуцированного, медленного, поверхностного дыхания, а также физического дифференцированного ощущения частей своего тела и органов.

К психологическим аспектам AT относятся:

-воспитание у человека навыков «образных представлений»;

-аутогенная медитация (meditation — размышление, созерцание), аутогенное погружение;

-выработка навыка мобилизации психофизиологического состояния и т. п.

Метод AT основывается на стимулировании внутренних механизмов психической и вегетативной сфер человека. Центральное место в раскрытии этих механизмов занимает вопрос о саморегуляции исходно непроизвольных функций за счет создания в коре головного мозга при помощи слова, образа, «представления» мощного главенствующего очага возбуждения, так называемой доминанты, которая способна затормозить другие текущие процессы (ответные реакции на внешние и внутренние раздражители) и тем самым создать оптимальные условия для самовнушения, гипноза, аутогенного погружения и медитации. Задача AT — научить больного не только создавать доминанту, но и, главное, подчинять ее своей воле,управлять доминантой в целях подавления патологической импульсации из больного органа или очага. Уровень возбуждения нервной системы значительно влияет на выраженность доминанты и, в свою очередь, зависит от тонуса соответствующих групп мышц. Поэтому определяющим и базисным элементом AT является тренированная мышечная релаксация, на основе которой реализуются все приемы аутогенного воздействия.

Современный метод AT сформировался на базе приемов самовнушения древней нанайской школы, эмпирического опыта древнеиндийской медицины (йогизм), гипнотерапии, активной регуляции мышечного тонуса и рациональной психотерапии.

Метод, объединяющий классические и привнесенные приемы низшей и высшей ступеней AT, получил название аутогенной терапии. Структурно система аутогенной терапии выглядит следующим образом :

стандартные аутогенные упражнения (низшая ступень — AT-I);

аутогенная медитация (высшая ступень — АТ-II);

Низшая ступень — AT-I. Метод АТ, получивший название классического, состоит из двух ступеней — низшей и высшей. Низшая ступень, или собственно AT, представляет собой методику мотивированного воздействия человека на самого себя при помощи формул самовнушения. Основной задачей AT-I — низшей ступени — является влияние на вегетативные функции.

Весь курс обучения AT включает три основных этапа:

1) вводный — ознакомительная и разъяснительная беседа;

2) первый — обучение приемам аутогенной тренировки;

3) второй — приспособление полученного опыта к специфическим целям.

Обучение приемам AT начинается с освоения физиологических основ мышечного расслабления. Они базируются на формировании у больного субъективных ощущений тяжести и тепла. Установка на ощущение тяжести связана с расслаблением мышц, установка на ощущение тепла — с расширением кровеносных сосудов. Формулы самовнушения классической методики носят название «стандартных упражнений первой ступени AT-I».«Я совершенно спокоен» — подготовительная фраза.

1- е стандартное упражнение — вызывание ощущения тяжести. «Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая» — повторяется по 6 раз 3-4 раза в день в течение недели. Затем: «Обе руки (ноги) тяжелые. Все тело стало тяжелым». Упражнение осваивается в течение 10-14 дней.

2- е стандартное упражнение — вызывание ощущения тепла. «Моя правая (левая) рука (нога) теплая». Повторяется 5-6 раз. В дальнейшем 1-е и 2-е упражнения объединяются единой формулой: «Руки и ноги тяжелые и теплые».

Читайте также:  Зачем пить сывороточный протеин после тренировки

3- е стандартное упражнение — регуляция ритма сердечной деятельности. Начиная с 9-10-го занятия пациент мысленно повторяет: «Сердце бьется мощно и ровно». Предварительно пациента обучают мысленно считать сердцебиения.

4- е стандартное упражнение — регуляция дыхания. После выполнения первых трех упражнений пациент мысленно 5-6 раз повторяет: «Мое дыхание спокойное, дышится спокойно».

5- е стандартное упражнение — влияние на органы брюшной полости. Выполняется после разъяснения роли и локализации солнечного (чревного) сплетения. Формула самовнушения: «Мое солнечное сплетение излучает тепло».

6- е стандартное упражнение — влияние на сосуды головы. Упражнение выполняется на 15-17-м занятии, является завершающим мобилизирующим, повторяется 5-6 раз: «Мой лоб слегка прохладен».

Весь курс занятий AT-I длится 3-4 мес.

Высшая ступень — АТ-II. Высшая ступень — AT-II — это оптимизация высших психических функций и коррекция личностных нарушений. Основу АТ-II составляет аутогенная медитация, заключающаяся в последовательной тренировке процессов воображения, на основе которых впоследствии формируются образное представление и лечебная нейтрализация аффективных переживаний.

Общетерапевтическими задачами аутогенной терапии являются стимуляция восстановительных процессов, коррекция личностных нарушений, блокирование и раци-онализация болезненных переживаний. В зависимости от особенностей личности больного, выраженности и формы органического синдрома техника психотерапии может быть различна, но показания и противопоказания к применению всех методов едины.

Показания к проведению аутогенной терапии:нарушения периферического кровообращения, гипертензивный артериальный синдром, начальные стадии гипертонической болезни, артериальная гипотензия и другие астеновегетативные состояния;стенокардия, функциональные неврогенные аритмии;бронхиальная астма, хронические пневмонии, психогенные диспноэ;спастические состояния желудочно-кишечного тракта, гастралгии,дискинезии, колиты;вазомоторные нарушения мозгового кровообращения, мигрень, синдром Меньера, расстройства функции внимания, памяти;эмоциональные нарушения, расстройство сна, логоневрозы, цисталгии, алкоголизм, мобилизация психофизиологического состояния у спортсменов перед и в процессе соревнований, неврозоподобные и цереброспастические синдромы у детей.

Противопоказания к проведению аутогенной терапии:те же, что и к ЛФК;

-острые соматические и вегетативные кризы;

-острые расстройства дыхания (кашель, диспноэ);

-острые неврологические заболевания, сопровождающиеся судорожными синдромами, нарушениями сознания;

-снижение интеллекта и памяти;

Методика AT, аутогенной терапии и ее отдельные приемы должны подбираться строго индивидуально с учетом особенностей личности, выраженности и формы органического или функционального синдрома. Несоблюдение этого условия может снизить эффективность занятий или вызвать осложнения.

Наиболее часто встречающиеся осложнения:

-сохранение ощущения тяжести после сеанса AT, замедленный выход из аутогенного или гипнотического погружения;

-понижение общего тонуса организма, усиление гипотензии, астении, апатии (в случае применения релаксирующих приемов вместо мобилизирующих);

-снижение уровня бодрствования;

-ощущение чувства «вялости», «ватности» мышц, приводящее к снижению работоспособности, потере «формы» у спортсменов;

-вазомоторные нарушения (обморок, головная боль, мигрень и т. п.)

-при неправильном применении 5-го и 6-го стандартных упражнений и др.

Для предупреждения осложнений и с целью строгой индивидуализации применения методов AT и аутогенной терапии в клинической практике необходимы строгий контроль и регистрация психовазотонических,психонейротонических и психо-миотонических эффектов.

Программы психогигиенических и психопрофилактических мероприятий реализуются в комнатах психологической разгрузки (КПР).

Типы основных факторов, используемых в КПР:

-санитарно-гигиенические (комфортные микроклиматические условия,оптимальный воздушно-газовый состав, зрительный и акустический комфорт);

-физиологические (кислородно-витаминный коктейль, удобная расслабляющая поза, регламентированное дыхание, познотонические упражнения и др.);

-психофизиологические (воздействие светом, цветом, ритмом, музыкой, интерьером, запахом и т. п.);

-физиотерапевтические (самомассаж, гидроаэронизация, воздействие фитонцидами и др.);

-психогигиенические (AT, психофизическая гимнастика, нейростимулирующая тренировка, внушение, рациональная психотерапия, консультации, беседы и др.).

Регламент проведения сеанса психологической разгрузки. Сеанс психологической разгрузки, большую часть которого составляет аутотренинг,продолжается, как правило, 10-15 мин.

Проводится в определенной последовательности и условно разделяется на подготовительный и три основных периода .

Подготовительный период. Подготовка к сеансу заключается в том,что посетитель принимает расслабляющую позу, регулирует ритм и глубину дыхания (вдох в 1,5-2 раза короче выдоха). На лице пациента маска покоя и удовольствия.

I период — «отвлекающий», продолжительностью 1,5-2 мин. Трансляция музыки позволяет настроиться на занятие, успокоиться, отвлечься.

Картины природы, слайды, световая игра служат этим же целям.

II период — «успокаивающий», продолжительностью 7-10 мин. Цель -максимальный уровень релаксации мышечной системы и эмоциональной уравновешенности. На фоне тихой мелодичной музыки проводится сеанс AT, завершающийся аутогенным погружением или медитацией.

III период — «тонизирующий», продолжительностью 2-3 мин. Задачи -вывод пациента из состояния аутогенного погружения, мобилизация психо-эмоциональных и психосоматических функций организма. Увеличивается громкость музыки, изменяется ее характер (бодрые песни, марши и т. п.).

Пациент принимает активную позу, изменяет тип дыхания (удлиненный вдох и короткий выдох). Включаются мобилизирующие (красный,оранжевый) цветосветовые установки.

Пациент выполняет общетонизирующие физические упражнения.

Сеансы психологической разгрузки проводятся под контролем врача-реабилитолога 3-4 раза в неделю (курс — не менее 12 занятий).

Источник

Adblock
detector